Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Последний ученик (Прочитано 725 раз)
04/15/07 :: 3:14pm

Murmur   Вне Форума
Бывает набегами
Москва

Пол: male
Сообщений: 65
**
 

Последний ученик


Мне никогда не доводилось рассказывать историй. Ошибочно было бы считать меня сказителем, до того, как я расскажу что-то, но так ведь обычно и бывает, когда читатель открывает книгу незнакомого автора. Есть у читателя некоторого рода предубеждение, что раз перед ним – книга, значит, и автор ее именно автор, писатель, творец, чье мастерство остается оценить и измерить.

Потому прошу простить мне мои нескладные слова, неумение подчеркивать детали и заставлять вас плакать или смеяться – я не учился мастерству у величайших творцов своего времени и не оттачивал свое искусство, просиживая бессонными ночами над рифмой и подбором нужного слова. Я просто перескажу вам то, что мне довелось увидеть самому – без того изысканного словесного мусора, которым ныне так любят украшать свои тексты придворные менестрели.

Да, я отдаю себе отчет в том, что мой рассказ – это не более чем короткая запись моей беседы с тем, кто был казнен, как и многие другие, согласно приговору Великого Суда. Мне бы хотелось написать более подробное повествование о тех событиях, но, к сожалению, время, этот безымянный страж вечности, не дает мне довести работу до задуманного конца.

Я расскажу Вам о встрече с человеком, который был частью моей жизни. В то время я работал штатным Великим Инквизитором, а значит, лично допрашивал уже осужденных на казнь преступников. Такими как я часто пугают детей – это правда. Но чего мне стыдиться? Нас осуждают лишь те, кто не знает всех сложностей нашей работы – оттого и рождаются слухи о нашем немыслимом изуверстве, заставляющем людей переменить их убеждения перед самой казнью.

Многие, желающие занять эту должность, не выдерживали духовного испытания, которое должен претерпеть Инквизитор каждый раз, когда он допрашивает Оступившегося о действительных причинах, побудивших его пойти на преступление. Это даже не столько допрос, сколько проникновение в самую сущность проблемы, погружение в глубины греха и зла с единственной целью – открыть перед Оступившимся Небесные Врата и отпустить его душу к Творцу. Лишь осознав свою преступность и ее основы, обычно закладываемые в детстве, Оступившийся может в раскаянии достигнуть обещанной нам небесной земли. Лишь признание собственной греховности и ничтожества ведет к единению с Отцом. Неудивительно, что каждая такая встреча требует от Инквизитора напряжения всех сил. Я навсегда запомню те дни, когда я возвращался  в свой пустой дом полностью опустошенным долгими, длившимися по двенадцать часов попытками расколоть те скорлупки зла, в которые были заключены чистые сердца Оступившихся.

В один из таких бесконечных и одинаковых дней ко мне привели очередного Оступившегося. Просматривая его дело заранее вечером, мне удалось узнать множество сведений из его биографии. Оступившийся, как гласило основное обвинение, являлся активным последователем вероучения, называвшегося незамысловато  - Ученики.

Мне уже приходилось, конечно, общаться с Оступившимися, которые так или иначе подчеркивали свою религиозную принадлежность – особенно много их было в последнее время, когда культ Великих богов, убежденным противником которого был нынешний Король, преследовался повсеместно на территории королевства. Что касается меня, то в вопросах веры я придерживался позиции сомневающегося и, не отрицая ни одной из вер, всегда был готов поставить знак равенства между древними Культами и современными молодежными братствами почитания Оружия. В конце концов, в делах религиозных все решают время и удача.

Я принимал его в своем уютном кабинете, предназначенном специально для общения с Оступившимися. Из широкого окна открывался вид на бесконечную гладь моря, протянувшегося до самого горизонта. Башенка, в которой размещался кабинет, была одной из многих башенок замысловатого дворцового комплекса, построенного отцом нынешнего Короля и предназначенного, прежде всего, для проведения следственных действий. Многие называли подвалы башен «местом вечных мучений», сравнивая их с тем местом, где, согласно известной истории, был заключен Владыка Зла. Я редко спускался вниз, поскольку нисколько не интересовался работой Дознавателей, однако, дела заставляли меня. Во всяком случае, мне понравилась чья-то изобретательность – чтобы не слышать особо истошные крики, они использовали затычки для ушей.
В средней части башни размещалась канцелярия, многочисленные бюрократические учреждения, через которые неминуемо должен был пройти любой, попавший в структуру Высшего Суда, независимо от его статуса. Эта часть всегда казалось мне скучной, хотя многие любили ее за то, что она, при должном следовании ценностям Суда, могла дать то, что так любили искать разные философы – смысл жизни.

Поскольку для меня этот вопрос был решен давно и однозначно, я старался пройти через эти пыльные коридоры, полные множества незнакомых мне людей, как можно скорее. В конце концов, я жил высоко над ними и мог по праву гордиться тем, чего мне удалось добиться. Впрочем, с позиции своеобразного небожителя, все почему-то кажется одинаковым – высоты, низины или серые коридоры повседневности.
Я всегда гордился вышитым гобеленом, украшавшим одну из стен моего кабинета. Образы раскрывали мифологическую историю создания мира – так, как об этом рассказывала  одна из известных эльфийских летописей. В ходе долгих препирательств мне удалось ее отстоять перед Советом, сославшись на нее как на один из способов переубедить последователей культа Великих Богов в ошибочности их веры. Вообще, я любил старые добрые эльфийские сказки, в которые когда-то верил, а потом перестал, поскольку никак не мог их применить в своей повседневной деятельности. Потом я к ним вернулся для того, чтобы освобождать Оступившихся от зла, – вчитывался в сохраненные специально для меня эльфийские тексты и пытался понять, что заставляет верить Оступившихся в то, ради чего они не боятся костра.

Новый Оступившийся отрицал правдивость эльфийских текстов. Вернее, он отстаивал ту точку зрения, что все искажено – текст несет на себе печать творца – и потому необъективен. В общем, эта позиция мне была близка, поскольку я ничего не принимал на веру. Но, к сожалению, Оступившийся использовал эту мысль лишь для того, чтобы отстоять собственное вероучение.

Я уже раньше читал эти древние тексты, которые наши исследователи, вслед за самими Учениками, называли Черной книгой. В этой книге рассказывалось об уничтожении народа, искавшего покровительство у одного из Великих Богов. Даже мне, непрофессиональному филологу, было ясно, что текст претерпел несколько редакций, а потому не мог описывать точно события, о которых повествовал. Впрочем, этот аргумент, который столь часто выдвигали в качестве возражения прежние последователи культа Великих Богов, для меня оставался незначимым.

Все эти филологические тонкости меня нисколько не интересовали, поскольку я никак не мог их использовать в своей работе с Оступившимся. Человек, свято верующий в те или иные тексты, не поддается никакому логическому убеждению. Но в таком случае, чтобы выиграть партию, надо было начать игру на поле противника. И я благодарен дознавателям и другим службам нашего Суда за то, что они дали мне столько информации об Оступившемся. Я был готов к встрече. Правда было одно осложнение.





* * *
-      Здравствуй, Элгеле.
-      Здравствуй, любовь моя. Ты совсем не изменился с тех пор, как мы виделись в последний раз.
-      Ты тоже нисколько не изменилась.

Она улыбнулась мне. Сложно было забыть как в первый раз, бесчисленное количество лет назад она также хитро прищуривалась, выйдя из дома на солнечный свет морозным зимним утром. Тогда Учитель встречал нас у скалистого обрыва, с которого нам открывало себя прекрасное холодное море, несшее свои стальные волны к каменистому берегу далеко внизу.  Мы стояли у обрыва – Его ученики – и он рассказывал нам чарующие истории о рождении мира, о том, как впервые темный небосклон был расшит кружевом звезд, как первые чайки кружили над пенной бездной моря, вторившего их печальным крикам своим мерным плеском волн, разбивавшихся о каменный берег, как казалось нам, у самых наших ног. То было время переживания счастья, когда невинность, которую мы не осознавали, была подлинной свободой. Тогда она полюбила меня.

-      Зачем лукавить? Ты же видишь, что я уже не та, что была раньше. Я рождалась снова и снова, меняя лица и теряя память, чтобы однажды, очнувшись, продолжить свой путь за Звездой.
-      Что же, разве лица делают нас людьми? Ты же не теряла из вида Звезду, зажегшуюся на твоем одиноком небосклоне.
-      Звезда, любовь моя, вела меня за собой. Вела меня к тебе через все прожитые души, которые мне приходилось перебирать, как бусинки рябиновых четок, что ты подарил мне на праздник зимнего солнцестояния. Я нашла тебя, и мне кажется, что Путь мой окончен.
-      Ты шла за Звездой через пространства и века. Зачем, глупая? Ведь Звезда, за которой ты бежала все свои жизни, все это время лежала у тебя в кармане.
     
Та осень запомнилась мне серыми длинными днями, дождем, рассыпавшимся крупицами капель по стеклам, треском плавившихся свечей. В тот год мы придумали забавную игру – гадание, чтобы определить, кто из нас будет следующим достойным вступить на Путь. Готовился пирог и в один из его кусочков ближайший ученик Учителя вкладывал Серебряную Звезду, которую и предстояло вытянуть счастливцу. Мы думали, что Учитель ничего не знал о нашем гадании. Каково же было наше удивление, когда Учитель заглянул к нам как раз тогда, когда мы сели за стол. Присоединившись к нам, он улыбнулся и спросил: «Кто хочет попытать счастья?».

-      Не говори глупостей. Учитель понимал, что мы слишком молоды для того, чтобы понять все, что знал он. Серебряная звезда давно лежит на дне реки, в которой я утонула. Но другая Звезда, небесная, не погасла и вела меня к тебе. И если таков мой Путь, то я принимаю его.
-      Ты принимаешь лишь то, что было предначертано тебе тем, кто когда-то прочертил твой Путь на своих скрижалях.
-      Но я делаю этот выбор сама – разве этого недостаточно? Это ты всегда носил свою Звезду в кармане и боялся достать ее, потому что боялся потерять свободу.

Я знал, что она любит меня. Я не любил ее. Она это знала. Но ей было все равно. Я помню, как весной она подарила мне венок, сплетенный из первых цветов. Она скромно оставила его у дверей моего дома, прокравшись ранним утром к самому порогу. Ту ночь я проводил в лесу и возвращался под утро. Остановившись у колодца, я увидел ее и не стал мешать ее желанию сделать мне неожиданный сюрприз. С тех пор мне никто не дарил венков. Но я привык не сожалеть об этом.

-      Нет, я пошел по Пути, который мне не был предначертан. Я подлинно создал свой Путь сам, когда другие – и ты среди них – шли по Пути, который показывал вам Учитель.
-      Он лишь раскрывал то, что уже было в нас, и вел нас по дороге к счастью, когда мечты и тайные грезы, которые мы так хотели воплотить в жизнь, становились явью.
-      Да? Вы были не более чем Его создания, которым он задал Пути, обязательные для вас, потому что они вели к счастью. Вы не могли стать ничем помимо его Замысла и играли в его игру – неважно, пешкой вы были или ферзем. Ходы просчитаны, ваши пути предопределены в созданном им мире.
-      Пусть так! Но ведь каждый, каждый выбирает для себя! Кому-то нравится зима, кому-то лето, но разве должны они ссориться друг с другом из-за этого?
-      В том то и дело, что ты выбирала, но не была свободной, как несвободен странник, на перепутье дороги. Я не выбирал из предлагавшихся мне путей и пошел прямо через пустоши. С тех пор передо мной тянутся глухие, окольные тропы.

Я ушел от него одним осенним вечером, когда ветер шумел опавшими листьями и дорога, убегавшая от нашего замка к ближайшим деревням, размокла от частых дождей. И сейчас и тогда я боялся лишь одного – что и мой Путь был просчитан тем, кто создавал этот мир. Поэтому я предпочел отречься от того, кто когда-то был моим Учителем и теперь стал лишь идолом, подобным тем бессловесным деревяшкам, которым приносят жертвы восточные племена. Потому что лучше считать, что ты играешь партию, чем считать, что ты сам – пешка в чужой и непонятной тебе игре.

-      Мне жаль тебя.
-      Жаль? А знаешь, я открою тебе одну очевидную истину. И это действительно то, что есть.
-      Что же это?
-      Я не знаю тебя. Ты для меня – не более чем легкий призрак, обреченный уйти, чтобы снова вернуться.
-      Ты много раз говорил мне это. Раньше.
-      А не в воображении ли я это все говорил? Не выдумала ли ты сказку, чтобы сделать свое нахождение здесь более приятным? Не околдована ли ты? В своем ли ты уме?
-      Я знаю лишь то, что знаю. Я помню то, что было со мной, и я уверена, что это было со мной.

Помню, как я в первый раз встретил ее снова. Она призналась мне в любви, и на этот раз я не отверг ее. Мы прожили с ней более пяти лет, а потом война развела нас. По привычке я вернулся назад, но нашел лишь разрушенный дом, который так и не стал для меня домом. Потом я встречал ее снова и снова – то, бежал от нее, то жил с ней, но никогда не любил. Она же готова была последовать за мной хоть на край света.

-      Да? Я знаю, что в детстве, когда тебе было всего лишь шестнадцать лет, ты хотела быть такой же, как менестрель Аэглин. Помнишь такого?
-      Конечно. Как я могу забыть Аэглина? В то время он был для меня всем.
-      Это очень хорошо, что ты помнишь. Может быть, ты еще не забыла, как переживала его гибель? Как ты пыталась покончить с собой?
-      К чему ты клонишь?
-      К тому, что ни я, ни ты не существуем в придуманном тобой мире. Твои воспоминания, которые ты мне приводишь в качестве доказательств, не основаны ни на чем. Я же просто слишком хорошо знаю тебя и твою личную историю. Тот, кого ты называла Богом и в чью смерть не верила, превратился для тебя в Учителя.
-      Разве ты не помнишь те рябиновые четки, что ты подарил мне в день зимнего солнцестояния?
-      Как я могу помнить то, что не записано на бумаге и не имеет силы закона? Твои иллюзии, как впрочем, и мои - меня не интересуют.
-      Смешной ты…
-      Любой, кто выберет созданный мной Путь, будет лишь шутом для тех, кто не может понять то, что известно мне.
-      Ах, Избранный, тебя-то мы и не заметили! Ты пришел открыть нам глаза, а мы не оценили. В твоем мире, Избранный – не более чем метка для шута и кличка, в моем же – это призвание и жизнь.
-      Призвание. Жизнь. Вам нравится говорить красиво, но никогда, слышишь, никогда, вы не задумывались серьезно. Вы не усомнились ни разу.
-      Нет, смешной ты. Ты напоминаешь мне художника, у которого листья удаются лучше, чем деревья. Была такая история.

Эту историю о чудаковатом художнике я тоже знал. Это была популярная в среде художников сказка, рассказывавшая о призвании и Пути. В свое время я читал эту книгу маленьким детям, когда работал в школе учителем. Помню реплику, которую вставил во время чтения один мальчуган из благородной, но обедневшей семьи. Он попросил меня остановить чтение, поднялся из-за парты и в праведном гневе произнес: «Не достаточно ли аллегорий? Скажи все прямо, Учитель, без этих непонятных загадок и бессмысленных имен! Ты сэкономишь время!». Потом, через много лет, он точно также прямо высказался при дворе – на следующий день его голова появилась над аркой ворот. Он так и не научился различать, когда же именно следует разбрасывать камни, а когда – собирать их.

-      Истории – не авторитеты, а авторитеты – не истина, а лишь инструменты, предназначенные для вытягивания истины из уст оппонента.
-      Твоя последняя работа тебе очень идет. Ты уже говоришь как инквизитор, для которого нет истины, а есть лишь доказательства.
-      Ты мало знаешь о работе Инквизиторов, чтобы судить о ней.
-      Зато я знаю тебя. Как был ты никем, так им и остался. И имя твое, настоящее, подлинное имя – Никто.
-      Пусть я Никто в твоем мире, но, по меньшей мере, я не живу в мире всеобщего обмана. Слова лгут – ты знаешь это.
-      Значит ли это, что все, что мы говорили тут – не более чем ложь?

Она рассмеялась, и ее смех снова вернул меня в прошлое. Точно также смеялась мать, когда у нее отнимали единственного сына. Я возглавлял отряд конников Восточного Королевства и мне было поручено набрать в армию молодых солдат, обучить их и пойти с ними в бой. Рутинная работа. Начиналась война, надо было произвести набор в кратчайшие сроки. Мой тогдашний Властелин сумел воспитать свой народ. Все они были готовы отдать свою жизнь за него и его дело, все они словно были связаны с ним узами искренней любви, которая была сильнее оков. Правда, однажды, я увидел такую сцену.  Мать, женщина в возрасте, стала передо мной на колени и просила не забирать сына. Наверное, она предчувствовала его гибель, потому что он, действительно, погиб в первой же схватке. Признаться, мне было абсолютно все равно – пойдет ли ее сын с нами или нет, поскольку необходимое количество солдат было собрано. Лишь сыну ее не было все равно, и он не захотел с ней остаться. Не знаю, по какой причине так случилось – от того ли, что хотел почувствовать себя мужчиной или действительно так сильна была его верность и любовь к Властелину, но ни рыдания матери, ни мое молчаливое согласие не поколебали его желания уехать. Мать причитала, проклинала Властелина и заодно меня, но ничего не могла поделать со свободным выбором сына. Такова жизнь.

-      Такова жизнь – пустая и глупая шутка, не более того. Это только в сказках, мы попадаем в тот мир, который создаем в воображении. На самом деле мы уже живем в созданном нами мире, но не можем сами признаться себе в этом.
-      Как же это я живу в придуманном мире? Я помню о том, что было со мной. Я слышу голоса и вижу видения.
-      Всего лишь нарядная одежда для твоей обнаженной сущности, которой нравится рядиться в аллегории  и красивые образы. Все, о чем ты мне говоришь и даже те рябиновые четки, о которых ты вспоминала – все это не более чем продолжение тебя самой. Ты творец своего мира, ты сама творишь свои собственные иллюзии.
-      А ты властелин собственного ада, который называешь жизнью!

Мне нравилось играть в восточную игру, которую называют шахматы. Особенно нравилось, когда ставили мат – когда твой король падает сраженный той или иной фигурой соперника. Этот момент завораживал и не отпускал, потому что это была наглядная иллюстрация к тому, что я не мог получить уже тысячи лет. Как если бы я был убит – единственный, когда все остальные стоят. Но это недолго, я знал это – ведь мое падение повлечет за собой известные события – все они, кто так упивался игрой, разделят мою участь и будут сметены с доски игроками. Конец игры. Поэтому не в интересах фигур заканчивать партию. И не в их силах стать свободными.

-      Ад? Но лучше ли такой ад, чем вечный рай в мире собственного сочинения?
-      Но это единственное, что позволяет нам жить! Наш мир…
-      Это стена, отделяющая нас от других. Мы можем лишь пожирать чужие миры, чтобы дать место своему.
-      Так разрушь стену! Покажи другим свой мир, приведи в него другого!
-      Это невозможно, дорогая. Если бы я мог умереть заживо, то тогда – да, но пока я живу, будет жить мой мир, и никто не сможет пробиться через эту стену. Все мы узники, сидящие по своим карцерам и сколько ни рисуй для нас общего солнца на холсте, завешивающем решетчатое окно, мы так и останемся наедине с самими собой.
-      Значит ли это, что все мы – пленники тюрьмы, которую построили сами?
-      Именно так. И только смерть освободит нас.

Помню, я буквально вытолкнул ее тогда на балкон, чтобы показать то, что творится за пределами моей тихой кельи. Колышущееся море людских голов далеко внизу. Молчание, перерастающее в оглушительный рев при моем появлении на балконе. Мое имя кричали они, взгляды их были прикованы ко мне. Людская масса, стоявшая под балконом – воины, готовые к смерти и жаждущие ее всем своим сердцем. Они нисколько не похожи на тех варваров севера, что пьют одурманивающие напитки, чтобы пробудить в себе бесстрашие. Эти люди полны желанием смерти, я вижу это по их влюбленным глазам. Многие из них были когда-то здесь и разговаривали со мной, а теперь они там – счастливые и любящие друг друга. И меня.

-      Зачем все эти люди собрались здесь?
-      Для того же, что и ты. Для того чтобы умереть. Ведь именно этого ты действительно хочешь? Ты говоришь мне, что любишь меня, но разве любовь не есть желание смерти? Ты устала от одиночества и никогда не сможешь переступить границу, потому что я никогда не дам тебе этого сделать.
-      Ты подлинно жесток.
-      Я милосерден, если ты этого еще не поняла. Я подарю тебе настоящую смерть, я сам убью тебя.
-      Знаешь, что я тебе скажу, Ученик… Ты считаешь, что я мучаюсь одиночеством также, как мучаешься ты, но это не так. Я не одинока, потому что у меня всегда есть ты, пусть и мучительно недосягаемый.
-      Элгеле, ты лишена того, чего ты хочешь, и чем владею я. Ты лишена свободы. Ты не можешь отказаться от своей Любви, эта любовь сильнее тебя. И она не твоя, если ты еще не поняла это.
-      Я поняла все, Ученик. Пусть мне тяжело нести ту ношу, что возложил на меня Создатель и пусть я прокляла тот день, когда впервые увидела тебя, но любовь к тебе является частью меня самой.
-      Да. И это то, что ведет тебя на смерть каждый раз, когда ты возвращаешься, чтобы найти меня. Любовь – это единение, Элгеле, и это ты прекрасно помнишь по тем далеким временам, когда я и ты были учениками.
-      Ты еще помнишь те времена, Ученик, любовь моя? Ты еще помнишь те первые рассветы, черные плащи, серебряные венцы и деревянные мечи, которые мы делали с таким старанием, которому позавидовали бы настоящие кузнецы? Неужели ты помнишь то время?
-      Конечно, я помню, любовь моя. Тогда было время нашей подлинной любви, в которой не было нас двоих, а было единое Братство. Не было места одиночеству и эгоизму. То было время, когда все мы были детьми, и Звезда вела нас за собой.
-      Да, ты помнишь. Так давай жить настоящим и не цепляться за прошлое, ведь память ничего не значит для любящих друг друга. Начнем сначала.

Я помню, как мы бежали по полю, держась за руки. Это было так давно, что, казалось, случилось в другой жизни. Было лето – пряные травы манили нас своими запахами, а солнце словно бы по велению великого Создателя задерживалось на небосклоне подольше лишь для того, чтобы дать любящим друг друга Брату и Сестре побыть вместе. Мы тянули время только, чтобы побыть вместе, потому что, не совсем понимая наше чувство, уже понимали свою обособленность от других. Любовь двух сердец друг к другу была прологом к смерти.
Я убил ее тогда, когда она вернулась к началу, ставшему истоком нашего падения. Ее удивленные глаза и полуулыбка воспоминаний – вот и все, что я успел забрать у ее очищенной души, возвращающейся к Творцу. Толпа внизу ревела, продолжая выкрикивать мое имя и тогда я поднял руку, призывая их замолчать.

-      Время настало, братья мои, отправится на далекий Запад! Там, в стране вечного лета, места, где сбываются мечты, вы найдете то, чего вы так жаждете. Там вы достигните абсолютной свободы от всего, что вас окружает, и обретете власть, которую по праву заслуживаете. Не бойтесь, ибо я с вами, я – ваша Звезда в ночи и я не оставлю вас ни в печали ни в радости! Вы и я, я и вы – мы с вами связаны едиными узами. Дети мои… Вы уйдете на Запад и там обретете счастье. Я же буду следовать за Вами и никогда, никогда – ни в любви, ни в смерти – не покину вас. Мы едины! Идите же и найдите свою судьбу!

Толпа текла единым потоком, а я завороженно смотрел на него, словно бы плененный размеренностью совместного людского порыва. Потом мой взгляд упал на человеческое тело, лежавшее сиротливо у моих ног. Я помню, что оно нелепо раскинуло руки. Было много крови, полуулыбка и удивленный взгляд когда-то фиалковых глаз. Я наконец-то действительно остался один безо всякой надежды на возвращение. Один я и мои деревянные солдаты, чьи сердца бились в едином ритме любви, мне недоступном. И тогда я взвыл от одиночества.

На этом кончается мое повествование. Надеюсь, что я сумел заинтересовать читателя, а повествование мое пойдет ему впрок, и он извлечет из него пользу. Времени у меня почти не осталось, а я так и не успел обыграть свою судьбу. Единственное, что мне удалось – так это дать другим то, чего не было никогда у меня самого. И поэтому я должен быть счастливым. Но я знаю, что по другому быть не может, и даже когда я пишу эти строки, то не я пишу их, а Он, великий Архитектор, предопределивший данное мне стремление реализовать первоначальное Братство в нашем мире. Настало мое время обретения свободы, но только почему я так отчаянно не хочу умирать?

* * *

Он медленно поднялся со стула и вышел на балкон. Пасмурное, тревожное небо стремительно темнело, птицы кружились в бешеном танце вокруг шпилей башен и, теряя ориентацию, одна за другой разбивались о камни далеко внизу. Огромная морская волна вставала над горизонтом и, закрыв собой полнеба, с ревом неслась на Остров. Улыбнувшись, он вытащил меч из ножен и направил его на стену воды.
А Великие Боги беззвучно смеялись где-то в вышине небес.

 

There are more things in heaven and earth, Horatio, than are dreamt of in your philosophy.
IP записан
 
Ответ #1 - 11/04/08 :: 3:27am

Murmur   Вне Форума
Бывает набегами
Москва

Пол: male
Сообщений: 65
**
 
Я расскажу вам историю, которая никогда не происходила. Или вернее будет сказать, что эта история произойдет прямо сейчас, на ваших глазах. Назовем ее историей, рожденной моим воображением.
Эта история появилась на свет, как попытка переосмыслить сюжет о встрече короля и менестреля. Очень скучный сюжет. Приходит менестрель к королю и обличает его в различных грехах. Бесстрашный поступок приводит менестреля к смерти. Мне всегда казалось все это наивным и безрадостным. Это похоже на крик ребенка, плачущего от того, что отец отнял сладости и запрещает играть в игры, в которые так хочется играть. Понимали это и критики, спасавшие положение дружным хохотом над всеми участниками великой драмы одного актера. Попытка дать королю голос уже была. Король смеялся. Менестрель кричал. Все это создавало тягостное впечатление, как если бы злодей отнял сладости и дразнит ими ребенка. Так человек, повзрослев, смеется над теми причудами, что совершал в молодости. Так же и история, которую я рассказываю, - своего рода дань, которую приходится платить тем, в кого мы больше не верим.


Тени прошлого: король и менестрель

«Есть два пути: либо славить свет,
либо сражаться с тьмой»
Лариса Бочарова

«Истина – это ложь, в которую мы верим»
Народная мудрость.

- Здравствуйте, милый мой друг. Я с нетерпением ждал Вашего появления. Ваши песни глубоко тронули мое сердце, потому я попросил своих друзей привести Вас ко мне, чтобы здесь, перед моим троном, Вы могли бы показать свое мастерство. Вы так хорошо, говорят, пели о моих злодеяниях, что люди – эти простые и добрые люди – внимали Вам и, чувствую, сердца их переполнялись праведным гневом. Спойте же теперь и мне Ваши песни о великой любви, о дороге, о звезде и иных столь же удивительных, волшебных вещицах.

- Здравствуй и тебе, Великий. Я готов петь для тебя, как пела когда-то воплощение совести и истины перед троном злодейства и лжи. Но петь я буду не для того, чтобы ты уснул крепким беспробудным сном беспамятства, но чтобы пробудился ты от сна. Ты не можешь уже пробудиться сам, но я готов снова отправиться с тобой в путешествие твоей памяти, чтобы ты вновь почувствовал горечь утраты. Вместе мы будем творить историю, ведь история – это  воспоминание о прошлом, память о людских делах и поступках. Я вижу, что внутренний свет в тебе не угас. И потому ты дал мне право петь и говорить. И я договорю до конца.

- Говорите, мой друг, времени у меня достаточно. Я слышал много различных историй от разных людей о разных вещах. Все они оказывались пятнами грязи на полотне великой Истории. Выслушав их, я счищал эти пятна – жалкий человеческий мусор и не более того. Верно, что История творится людьми, но люди эти не ведают, что творят. Вы говорите мне, что Вы – творец истории, но взгляните правде в глаза: Вы – лишь песчинка, которую История не заметит. Вы будете унесены ее потоком, и даже имени Вашего не восславят в балладах и легендах. Но послушайте… Если бы жизнь Ваша сложилась иначе, и Вы сами сидели бы сейчас на моем месте? Вы были бы добрым и справедливым правителем, конечно, и, безусловно, имя Ваше стало бы именем, которым люди стали бы называть детей. Хотите ли Вы этого? Я могу это сделать, если только Вы захотите. Хоть сейчас я поменяюсь с Вами местами, если только Вы захотите взять на себя эту ношу.

- Нет, не хочу. Слова, король, одни слова, за которыми прячется твоя корысть и жажда власти. Мой дух высоко, там, где никогда не быть тебе, одинокому в своем невежестве и слабости. Имя Учителя не забыто мной, его образ не померк и сияет все ярче и ярче, как звезда в ночи. И я иду за этой звездой, что зовет меня в дорогу, по тропам одиночества я иду за ней. Мой путь далек, но я твердо знаю, что в конце меня ждет вселенский дом и вечное счастье единения с тем, кто когда-то стал частью меня.

- Милый друг, неужели Вы думаете, что я что-либо забыл? Думаете, что память моя истерлась оттого, что я ступил на неправедный путь гордыни? О, мой милый друг, это Вы оказались в рабстве иллюзий, и это Вы хуже, чем последний из моих рабов! Очнитесь! И раб мечтает о свободе. Но Вы – Вы готовы, словно собака идти на поводке за тем, кто дал Вам яркий ошейник. Вы ждете очередной подачки, очередного знака от звезд – как жалки Вы, как ничтожны. Вы говорите, что любите Его, но, смотрите, Вы любите лишь самого себя, и никого больше. Все – лишь приложение к Вам и Вашей постыдной самости, что жаждет спасения. Имя Учителя, о котором Вы мне говорите, – лишь слово и больше ничего, за ним нет ровным счетом ничего. За мной же  - его дело, которое Он начал, а я продолжу и завершу. Железные оковы, что наложены на меня, тяжелы, и каждый раз, когда я смотрю на бескрайнее звездное небо, я вспоминаю о свободе. И много крат счастливее меня те, кто рождены для смерти.

- Ты вспоминаешь о свободе и своем прошлом, король. Ты сам боишься признаться себе в том, что все лучшее, что было у тебя в жизни, связано с Ним, с теми моментами беспечности и простоты, которых ты теперь лишен навсегда. И ты знаешь, что если бы жизнь твоя длилась вечно, то стала бы она вечной мукой. Потому что ты смотришь назад, а прошлое не возвращается. И вечно ты будешь вспоминать о том, чего оказался лишен. Поэтому ты ищешь смерти, король. Ты не хочешь помнить.

- Если бы я не хотел помнить, то я бы забыл. Я хочу помнить и я должен помнить об этом, потому что именно память дает мне возможность жить и быть. Память о том, что пережито, о том, что не вернуть. Я – это память и память – единственное, что ценно в подлунном мире. Вот вы, глупый мой певец, вы тоже помните. Но вы не смеете думать, вы так и не выбрали своего пути, вы слепо идете за своей звездной иллюзией. Не тому хотел Вас научить Он! Учитель мертв, ученики рассеяны по свету и такие как я смеются над такими как Вы. Вам – на плаху, мне – в чертог. – помолчав немного. –  Неужели Он хотел для тебя смерти, слепец? Ты предал Истину ради своего личного счастья!

- Жизнь моя не полна счастья… - менестрель помолчал немного. – с   Ты все помнишь, я ясно вижу это, хотя и не могу видеть твои глаза. – менестрель сделал шаг вперед и протянул королю руку, ладонью вверх. – Давай говорить начистоту. Свет, что зовет меня в дорогу - неземной и нездешний свет. Странничество мое полно разлук и все, что не встречаю я на пути, со всем я обречен прощаться. Душа моя постепенно освобождается от всего наносного, что оставил на ней мир с момента ее рождения. Слова и дела – все проносится мимо меня, как опавшие листья, уносится прочь в бездну, через которую иду я за звездой. Лишь песни возвращают меня к истокам моей жизни, а так… слепота гложет меня, душит одиночество и разлука, а дорога, как в одной из песен моих, – на горло петлей… - король взял руку слепого менестреля за запястье и, согнув ее в локте, с силой прижал к груди менестреля.

- Друг мой, конечно, я помню все. – наклонив голову к лицу менестреля, король быстро заговорил тихим, хриплым шепотом. – Страдания твои – это твоя судьба, твой путь, возможно – не мне судить того, что великие боги начертали для тебя на своих невидимых скрижалях. Ты сам уже подобен истлевшему пеплу великой книги, ветер срывает с тебя одежды, листок за листком, оставляя лишь корешок. Твои неземные песни поют о мечте, но… - король выпрямился и произнес резким голосом, в котором не было ни тени неуверенности или сомнений… –  гляди,  я создал то, о чем ты только мечтаешь. Я построил этот замок, одинокую черную обитель, чтобы вернуть себе утраченный мной дом. Гляди – все любят меня, но не из рабской верности, нет… Они… - он произнес следующие фразу по слогам, очевидно, придавая ей особое значение и постепенно повышая голос –  любят меня. И чем дальше, тем больше их любви мне нужно. Любовь – разве не ее начертал Он на своих знаменах и не ради ли ее Он умер, а мы остались жить?! Это его Путь и я пройду по нему до конца, мой друг, до самого конца. – совсем уже тихо закончил он.

- Ты приведешь их к смерти. – менестрель произнес эти слова спокойно, как если бы ничего уже не зависело от него. –  Ведь ты уже умер, а все, что ты называешь собой, растворилось в гордыне. Ты придумал себе Память, ты придумал себе Учителя, ты придумал себе Историю и Путь. Ты задаешь вопросы и вспоминаешь лишь для того, чтобы использовать, ты – паук в паутине, которую плел мир тысячелетиями. И ты стал мастером игры. Но учителем тебе не стать никогда – ты слишком пуст для этого, слишком себялюбив. Ты научился играть и двигаешь людские пешки по шахматной доске, но душу их познать и полюбить ты не смог. Ты – раб самого себя. – менестрель повернулся к королю спиной, намереваясь окончить разговор, но тот резким движением развернул его к себе.
- Нет, не тебе оставить за собой последнее слово. Смотри! – он схватил менестреля за руку и потащил за собой к балкону, с которого открывался прекрасный вид на деревеньку у подножья замка, маленькую речку с мельницей, зеленые холмы, черные ряды пашни и снежные шапки далеких гор, прячущихся за белыми, пушистыми облаками. – Вот эта плоть и кровь, эти простые люди, их труд и их жизни – не это ли истинный Путь? Для них творится этот великий обман, а не для меня, такого же, как и ты – заброшенного сюда без права на возвращение. Я отдаю свою жизнь им, а они любят меня и зовут Творцом, Учителем и Богом. Что в том плохого, что я стал для них светом, а они готовы умереть за меня? Ты говоришь, что я мертв, что ж – пусть так, но они же не мертвы! Это им пел ты вчера свои песни. Здесь, со мной они имеют цель и смысл – земной и домашний смысл!
- Не говори этого. – менестрель отстранился от короля и посмотрел, словно бы что-то различая, на нестерпимо сиявший, желтый диск солнца, показавшегося из-за туч и осветившего своими лучами балкон, на котором они стояли. – Кланяются и деревяшкам, и камни почитают за богов. Мертвый король правит этим народом и стоит только копнуть эту землю, то найдешь одну гниль, которая только и мечтает, чтобы обоготворить земного мертвеца. И деревяшка лучше тебя, потому что она не изменяет себе. Ты – обманщик и лжец и все это – великая игра, разыгрываемая тобою для тебя же. Ты создал для них собственный мир и они обречены всегда быть в нем теми, кем ты их вылепил. – король бросил на менестреля быстрый взгляд и его лицо, до того момента выражавшее волнение, вдруг застыло, подобно белой посмертной маске. Его голос был ровным и безразличным.
- Пока кровь течет в моих жилах, я буду жить. Ты прав, что этим людям, любящим меня, не хватает второго дара нашего Учителя. Пусть льется кровь, пусть раздаются стоны и крики – не этого ли хотел Учитель, когда принес в наш мир смерть? Я буду жить дальше, я знаю, что ты – только знак на моем пути. Не только ради меня ты умрешь сегодня, но и ради них.
- Глупец! – казалось, что менестрель разговаривает с трактирщиком, который никак не хочет оставить его в покое и позволить ему уснуть после долгой дороги. – Это мой выбор и это моя смерть. Я заканчиваю этот мир, это странствие, но путь мой не прервется. А ты останешься здесь в своем холодном замке, полном теней прошлого. И замок твой стоит на песке, и рухнет от одного правдивого поступка, который заставит тебя вернуться назад – к тем моментам нашего общего единства, когда мир был юн и не знал разделений. И тогда ты останешься без своих бездушных кукол, в которые играешь, как ребенок. – король также устало улыбнулся и, крепко обняв менестреля за плечи, подвел к перилам балкона.
- Я много не понимал до нашей встречи, друг. Я хотел вернуться назад, но пути назад нет, в этом ты прав. Не того хотел мой Учитель и не для того он создал этот мир таким, какой он есть. Он создал этот мир для жертвы, на которой единственно может быть построена крепкая любовь. Алтари крови ради безумия любви – это путь будущего. Власть – это жизнь! И без власти – нет жизни, в этом ты очень скоро убедишься. Замок мой – место спасения для брошенных в этот мир, последняя земная обитель, в которой я укрою всех заблудившихся и потерявших свой дом. Отсюда они уйдут туда, на далекий Запад, чтобы обрести смысл и остаться в людской памяти. – король помолчал немного, глядя на маленькие черные фигурки крестьян, занимавшихся своими обычными, по большей части домашними, делами. – Тебе недоступно все это. Ты мечтаешь о звездах. Что ж, ты получишь то, что так желаешь. Ты сам накинул себе петлю на шею, и сам выбил подставку из-под своих ног. Теперь – лети!

2007
 

There are more things in heaven and earth, Horatio, than are dreamt of in your philosophy.
IP записан