Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 
Статья Альвдис о толкинистском творчестве (Прочитано 6744 раз)
Ответ #15 - 06/08/06 :: 4:29pm

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Ох... Я не литературовед ни разу, пожалуй, могу считаться среднестатистическим обьектом для исследования...

По части мифологем и прочей эпической радости - вроде, как у меня в художке училка говорила "это может быть"...

Но как дошло до упоминания "верхушки айсберга", крупных книг - как-то все скомкалось и выводы слишком однозначны. Наверное, не надо было смешивать устную, полуустную, менестрельскую и прочие традиции драгоценного толкиенистского фэндома, и именно книги. в той или иной степени программного толка.

Про мерисью я вообще помолчу и в сторонке покурю, самой отфыркиваться приходилосьУлыбка

Истанаро, про хиппи и митьков не привлекай, это субкультуры совершенно иного толка, причем митьки - отдельно, а хиппи - отдельно, просто и те, и те носили хаер и тусовались на Сайгоне в определенные периоды. Хиппи я не трогаю, ни как культуру, ни как питательную среду для создания культурных ценностейПодмигивание(это обширная тема), а митьки, кроме "Дык, елы-палы", создали немало картин, книг и пр., это достаточно известные в худ. и лит.среде деятели...
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #16 - 06/08/06 :: 5:15pm
Исхэ   Экс-Участник

 
Ну что, предположим, что чушь имеет смысл мести дальше.

Итак, начинаются у нас более смешные явленьица. На основе наших переосмысленных признаков понемногу возникает некоторый забавный тип мышления, который можно назвать вторично мифологическим, например. Именно так, мне кажется: собирается он, тип мышления, из этих самых переосмыслений. Помимо всего прочего, люди у нас собираются вместе и происходит какая-то интерференция, что весьма способствует.

У этого мышления есть одна основная отличительная особенность: оно ситуативно. Т.е. пока и поскольку человек присутствует среди своих, простите за каламбур, единомышленников, оно включается. Когда же он присутствует в какой-то другой среде, оно бодро выключается и заменяется общесоциальной какой-то основой. Многие, я думаю, это наблюдали в ситуациях, когда коллега по фэндому является еще и коллегой по работе, например.

Фэндомская среда - она среда полуигровая. И игровая ее компонента - поскольку основана она на книгах, зачастую описывающих именно мифологическое мышление - натурально, и требует при включении в неё наличия этого самого мышления. Но поскольку изобразить это в оригинале современный человек, приобщенный к современному же социуму кругом нас, не может, то он переосмысливает для себя это дело и получает на выходе эту самую замесь из чего угодно, о которой говорилось выше.

Поплыли дальше. В жизни, условно называемой фэндомской, бывают моменты, в большей или меньшей степени завязаные на игру. Под игрой мы тут подразумеваем даже не массированный выезд на природу в костюмах или посиделки за словеской, а, допустим, действия, завязанные на книжную картинку мира, что ли. Не то, что делает, допустим, серьезный толкиновед, пишущий статью о каком-то моменте в истории Средиземья. И не то, что делает, допустим, Тернуш, переводя очередной кусок текста. А то, что делает, допустим, человек, приходящий в некоторую тематическую компанию и восклицающий "благородным эльдарцам физкультпривет" - потому что в игровой картинке, базирующейся, в данном случае, на толкиновских книгах, эти люди позиционируют себя как элдар.

Да, несомненно, эта игровая составляющая может занимать в жизни субъекта большее или меньшее место. Да, несомненно, оный субъект может, при этом, осознавать происходящее как игру либо же маршировать по жизни под транспарантом "Я вам тут эльф, а не хухры-мухры!". В данном случае, это непринципиально. Во втором варианте интерференция между общесоциальным и вторично мифологическим компонентами будет, несомненно, сильнее, чем в первом, однако же, разница таки останется, а значение имеет ровно разница.

И тут мы дружными рядами возвращаемся к нашему постфольклору. В рамках все той же полуигровой среды участники всего этого бардака вытворяют, помимо всего, некоторое творчество. Я сугубо не соглашусь с Альвдис в вопросе о том, что творчество есть необходимое условие для занятия сколь-нибудь значимого места, потому что неоднократно наблюдала обратное - но песня даже не о том. Ключевым моментом, на мой взгляд, является то, что оное творчество, в хорошем его проценте, происходит на базе того же самого вторично мифологического сознания. И тем самым являет собой забавную новую разновидность этого самого постфольклора.

Итак, жил-был какой-нибудь образчик фольклора, говорящий, допустим о сакральной функции оружия. Просто в голову с лёту ничего не приходит путного. С течением времени, натурально, свою сакральную составляющую он, образчик, утерял нафиг и остался потомкам в виде чистой воды литературки. В принципе, этот томительный процесс можно обозвать десакрализацией и не очень, надеюсь, промахнуться. Потом пришел, предположим, профессор Толкин и написал дофига всего, где, помимо прочего интересного, фигурирует еще и этот момент: поправьте меня, если я ошибаюсь, но пассажей про сакральную функцию оружия там где-то было же? И мечами там какими-то специфическими каких-то призраков шинковали, и назгул каких-то там железяк на дух не переносили, что ли...

А потом условный фэндомский субъект едет, допустим, на игру каким-нить Турином, имеет там проникновенную беседу со своим ковыряльником из ножки стула, проникается беседой до основания себя и пишет, допустим, песенку. По мотивам проникновенной беседы с ковыряльником за жизнь. Прямо не сходя с места. И песенка эта, предположим, оказывается достаточно хороша, чтобы разойтись в народ и мирно утерять авторство по пути.

И тут-то начинается самое интересное. Потому что внутре этой песенки, с точки зрения моего недофольклоризма, оказывается эта самая переосмысленная сакральная составляющая! То есть, фактически происходит вторичная сакрализация постфольклора.

С точки зрения игровой составляющей нашего бардака, признак-то данный мифологического сознания нами из книжки Толкина вынут, переосмыслен и в полный рост имеет место. И субъект наш, очень может быть, не комедию ломал на публику, а вдумчиво беседовал с экс-ножкой стула. И песенку потом написал на основе этой самой эмоции, которая, в свою очередь, возникла на основе нашего вторичного мифологического сознания. И поэтому в рамках своей среды эта самая песенка у нас будет, кажется мне, не удачной стилизацией под что надо, а вовсе даже примером этой самой вторичной сакрализации.

На сей оптимистической ноте пойду-ка я пообедаю, вот что. Продолжение воспоследует, если не заленюсь.
 
IP записан
 
Ответ #17 - 06/08/06 :: 8:22pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
По ассоциации вспоминаются дискуссии в томской соционической тусовке 1993 г. (которая собственно потом и перешла в фэнтезийное сообщество) на тему -- коррелируют ли герои с автором? (в смысле социотипов и т.д.) И я настаивал, что коррелирует, приводя фразу Флобера: "Мадам Бовари -- это я!" Однако эта корреляция может быть в разных формах -- может быть резонер, может быть герой, отражающий какие-то переживания автора, может еще что. И не каждый герой автора есть сам автор, но многие герои несут черты автора, пережитые им. То есть мне кажется -- картина Альвдис вполне осмыслена, однако отдельный вопрос (и дискуссионный) -- единственна ли эта картина и есть ли варианты, из нее выбивающиеся? И какие аксиомы лежат в ее основе? Другими словами, какая область применимости этой картины?  
Кстати, возможно, читателей заинтересует наш (в смысле -- мой и Тинувиэль) ответ на первый текст Альвдис:
http://eressea.ru/tavern7/003-0114.shtml .
« Последняя редакция: 06/08/06 :: 10:43pm от Хольгер »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #18 - 06/08/06 :: 9:04pm

TAtYana   Вне Форума
При исполнении
ренегат
Москва

Пол: female
Сообщений: 2494
*****
 
Цитата:
коррелируют ли герои с автором? (в смысле социотипов и т.д.) И я настаивал, что коррелирует, приводя фразу Флобера: "Мадам Бовари -- это я!" Однако эта корреляция может быть в разных формах -- может быть резонер, может быть герой, отражающий какие-то переживания автора, может еще что. И не каждый герой автора есть сам автор, но многие герои несут черты автора, пережитые им. То есть мне кажется -- картина Альвдис вполне осмыслена, однако отдельный вопрос (и дискуссионный) -- единственна ли эта картина и есть ли варианты, из нее выбивающиеся? И какие аксиомы лежат в ее основе? Другими словами, какая область применимости этой картины?  


область применимости (если я верно понимаю термин) этой картины весьма ограниченна.
о чем могу сказать, как автор художественной литературы и критик-любитель.
есть опыт, непосредственно пережитый автором. вся его биография, прочувствованная изнутри. ее в тексте может быть от 0 до 100%.
есть опыт, который автор получает, наблюдая окружающую реальность - от происходящего с близкими друзьями до новостей в Интернете.
"из какого сора" растут образы персонажей в тексте, сколько в них от личности автора, сколько из его ближнего круга, сколько из книг по психологии, а сколько откровенно сконструировано на пустом месте - никогда нельзя сказать достоверно, глядя в текст.
и делать такие заявления, не получив от автора личного признания, какая-такая он мадам Бовари, мягко говоря - некорректно и неразумно.
это, собственно, ничем не лучше "психоанализа по Интернету".
 

"За убеждения страдали Софья Перовская, Жанна д'Арк и Любовь Шевцова, а не девочки, которых в уютной ЖЖ-шечке обсмеяли"
(c) Змей (Ю.Нерсесов)
IP записан
 
Ответ #19 - 06/08/06 :: 11:13pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27680
*
 
Чем дальше и дольше я обдумываю обе статьи уважаемой Альвдис, тем сильнее у меня ощущение: я знаю, откуда взято и само построение, и фактический материал для него.
Вот загляните сюда: http://eressea.ru/library/tavern/alwdis.shtml#COML1
И, для сравнения, сюда: http://eressea.ru/tavern7/003-0110.shtml
Вот оно и "мы, эльдар", и сакрализация имени - в форме "имя - часть личности, и орфографические ошибки в имени хуже любого оскорбления", и многое, многое другое.
И давайте вспомним еще, что большая часть материалов для "После Пламени" - это материалы сетевой игры, ведущейся уже несколько лет, т. е., в существенной степени, именно материал "квэнт".
Это не хорошо и не плохо: это такая данность. У каждого свои методы работы.
Я только не понимаю, почему представления и модели поведения одной группы фэндомцев автоматически растягивается на весь фэндом. Я не понимаю, почему методы работы одного автора применяются ко всем авторам, пишущим в рамках данной темы. И не знаю, зачем.

(оффтопично) Зато теперь я знаю, кто у нас официальный глава московских толкиенистов...
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #20 - 06/08/06 :: 11:18pm
Исхэ   Экс-Участник

 
Погоди-ка. Я просмотрела сейчас обе ссылки и немножко не поняла, в чем дело-то. Ну да, статья Альвдис по ссылке вполне о том же, что и две статьи in question. Опустим пассаж с главами толкинистов, тут я попросту некомпетентна. И чего из этого следует-то? Что Альвдис последовательна в своих убеждениях?) И чего?

Ты объясни-то Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #21 - 06/08/06 :: 11:24pm

TAtYana   Вне Форума
При исполнении
ренегат
Москва

Пол: female
Сообщений: 2494
*****
 
коль пошла такая пьянка...
TAtYana задумывается, за что же ей сделали "хуже любого оскорбления" в рамках одной-единственной статьи?
два варианта написания одного имени - это, однако ж, забавно. Круглые глаза
 

"За убеждения страдали Софья Перовская, Жанна д'Арк и Любовь Шевцова, а не девочки, которых в уютной ЖЖ-шечке обсмеяли"
(c) Змей (Ю.Нерсесов)
IP записан
 
Ответ #22 - 06/08/06 :: 11:40pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27680
*
 
Исхэ, а все просто, на самом деле. Изложенная на сайте БТЭ автобиография очень хорошо ложится именно в схемы, нарисованные в статьях. Равно как хорошо ложатся туда некоторые жизненные моменты, имевшие место быть ровно в "Форменосе" в период года так до 1996 - то, что я имела честь временами наблюдать.
Вот и мыслится мне, что основа-то как раз вполне себе есть у этих статей. Только к этой основе никто из, скажем, перечисленных в крайней статье авторов не имеет отношения - за исключением самой Альвдис.

Определенно, у нас с тобой сегодня когнитивный диссонанс. Погода, должно быть, влияет. Нерешительный

Тай, вот и мне интересно... Подмигивание
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #23 - 06/08/06 :: 11:41pm
Исхэ   Экс-Участник

 
Может быть, и погода. Я тогда подожду другой, что ли.
 
IP записан
 
Страниц: 1 2