Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Культурологи продолжают радовать... (Прочитано 5083 раз)
10/08/04 :: 12:48am

Fillyjonk   Вне Форума
Матерый

Пол: female
Сообщений: 315
****
 
Нет, на любителей обобщающих статей о загадках русского, да и не только русского, национального духа никаких высоток не хватит. Веселят несказанно - и славянофилы, и западники. Вы только полюбуйтесь:
http://scd.centro.ru/2.htm
Самые дивные фразы кладу сюда:
Я вижу  страшный
криминал  у  него в том, что он предлагал  создать  новую
соборность  на  основе  интересов личности.  Что  это  за
монстр такой?

  (Фраза , от которой моя особенно рыдала):
Фонвизин.  Основной  его вывод - традиционный  человек
скотоподобен,   безбожен   и  православен

Раскольников -  между  двумя  тупиковыми
крайностями,  он противопоставляет своей  жизни  старуху,
видит  в  этом права человека.

Честно говоря, после чтения такого у меня всегда возникает крамольная мысль: а не стоит ли ввести строгую цензуру на всякие опусы о менталитете, национальном характере, где используются всевозможные "цивилизационные подходы"? Очень уж тяжкие бреды выходят, за редким исключением... Подмигивание
« Последняя редакция: 11/07/04 :: 6:31pm от Fillyjonk »  
IP записан
 
Ответ #1 - 10/08/04 :: 12:50am
Kele   Экс-Участник

 
нда. как говорит кто-то из моих знакомых, чистейшей прелести чистейших три кило. формулировки очаровательны все до одной.
 
IP записан
 
Ответ #2 - 10/08/04 :: 1:02am

Fillyjonk   Вне Форума
Матерый

Пол: female
Сообщений: 315
****
 
А какой хороший способ посылать особо неприятных личностей: "Не пошёл бы ты (censored), и вообще ты скотоподобен, безбожен и православен..."
« Последняя редакция: 10/08/04 :: 5:05am от Fillyjonk »  
IP записан
 
Ответ #3 - 10/08/04 :: 1:07am
Kele   Экс-Участник

 
(смеясь) да, это надо будет использовать )
 
IP записан
 
Ответ #4 - 10/08/04 :: 1:30am

Сэр Дамиан   Вне Форума
Матерый
Я люблю этот Форум!

Пол: male
Сообщений: 292
****
 
Цитата:
Таким  образом, после Чаадаева, Соловьева  и  Бердяева
стало ясно, что делать, но совершенно не ясно - как.


Есть такая книга - Камасутра там все написано. В подробностях.

Цитата:
Но надо аккуратно пользоваться терминами.


Золотые слова Смех особенно в контектсте данной дискуссии Смех

 
IP записан
 
Ответ #5 - 10/20/04 :: 10:40pm

Everard_Took   Вне Форума
Живет здесь
Я люблю этот Форум. Нежно.

Пол: male
Сообщений: 880
*****
 
Не, ну это из раздела "из школьных сочинений".

А "скотоподобен, безбожен и православен" - мне слегонца напоминает прикольную фразу "огромен, громогласен и блистающ" из ЧКА.
 

Народ Элдар не знает целлюлита.&&
IP записан
 
Ответ #6 - 10/25/04 :: 9:17pm

Фауст   Вне Форума
Дорогой гость
Москва

Пол: male
Сообщений: 155
***
 
Цитата:
А "скотоподобен, безбожен и православен" - мне слегонца напоминает прикольную фразу "огромен, громогласен и блистающ" из ЧКА.



"Обло, озорно, стозевно и лаяй" (с)
 

Удачи!
      /Faust
IP записан
 
Ответ #7 - 10/25/04 :: 10:01pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
Цитата:
"Обло, озорно, стозевно и лаяй" (с)

"...озорно, огромно, стозевно...", если уж быть совсем точным...
  С уважением - ... Улыбка
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #8 - 03/15/15 :: 11:05pm

Mixtura   Вне Форума
Живет здесь
Москва

Пол: female
Сообщений: 692
*****
 
Сразу хочу отметить: автор сего труда лично у меня вызвал симпатию и сочувствие - тем, что, живя в Кишиневе, по мере сил старается, чтобы русские там не забывали русский язык. 

Его попытки "поверить алгеброй гармонию" (найти  "индоевропейский культурный код" и основы праязыка - тоже, подозреваю, мечта многих).

Но в приложении к конкретным текстам - получается как-то очень... дивно. Не дает покоя ощущение, что автор соединяет несоединимое и навешивает бузину на киевского дядьку.

Исходная гипотеза для анализа сказок, насколько я поняла, такова:
1. Сказка - это упрощенный миф
2. Миф для древнего человека - это нечто такое, что сосуществует с ним, повторяется ежегодно
3. Значит, сказку можно попробовать "развернуть" обратно в миф

Далее цитата:

Автор:  Дмитрий Михайлович Николаев

Книга "Тайна очарованной царевны"  http://www.proza.ru/2011/03/17/508

I.2   ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Для иллюстрации теоретических положений проведём анализ нескольких сказок из сборника Афанасьева и построим их хронотоп. (...)

Начнем с замечательной русской сказки о похищении ребёнка (мальчика) Гусями. Нужно сказать, что Гуси (Лебеди, Журавли) в фольклорной традиции воспринимаются, как вестники иного мира, мира предков \I.49, Шталь\.

Сюжет этой сказки имеет мифологическую и не только в индоевропейской традиции аналогию – миф о «Пигмеях и Журавлях».  Поэтому мы рассматриваем проблематику шире, чем о тексте сказки в пределах мифологического сознания, сформированного солнечным  культом.

Сюжет о похищении.  Момент пропажи фиксируется 24 июня, когда осуществилась пропажа братца-Весны (жизненной природной силы-Леля!) и сестричка-лето (Лада) отправляется вдогонку за гусями (по одной из версий – 12 гусей\месяцев), которые унесли братца (Весну-Леля). (...)

КАЛЕНДАРНЫЙ  ХРОНОТОП  СЮЖЕТА:

I. Дети в мире Дома.
(летний цикл)
\0.Родители отлучились, а сестричка заигралась. Прилетели Гуси и похитили братца (мы уже отмечали, что на Ивана Купала возможно появление оборотней. Гуси-оборотни - вестники из иного мира).

\1.Сестричка испугалась и отправилась в дорогу в погоню за гусями.  Встреча с Печкой, отказ есть ржаной пирожок. (июль, испекается первый хлеб из первого колоска озимых \ для капища\, который запрещено есть.) \

2.Встреча с Яблоней, отказ есть яблоко. (август, яблочный Спас, запрещено рубить первую капусту и есть первое яблоко: отсечение главы Иоанна Крестителя!). \

3.Встреча с Молочной речкой, отказ пить молочко (существует ли запрет на молоко в конце сентября? Да. \I. 4 -I. 6\ ).

II. Переход в  мир Леса.
(зимний цикл)

\4.Лес, помощь ёжика, \

5.Приход к Избушке, где Баба-Яга и братец играет золотыми яблочками.(октябрь, Навий день, посещение домовин с молочной кашицей. Это событие по хронотопу совпадает с похищением яблок Гесперид в подвигах Геракла, а, как известно, он похищал апельсины\лимоны. Время их сбора в Элладе - ноябрь). \

6.Похищение  братца (январь, обретение пропажи, неполное возращение). Девочка и братец убегают к себе. \

7. Девочка и братец подбегают к речке, переход через неё и её помошь, пъют молочко. \

8. Девочка и братец убегают,  помощь яблони, съедают яблочко. \

9. Девочка и братец убегают, помощь печки, съедают пирожок (Масленица, едят блины-пирожки). Гуси возвращаются к Бабе Яге (завершение данного календарного года), а дети возвращаются домой (полное возращение).
         
Момент перехода в иной мир (зимний темный период года), где скрыта весна – переход через речку (условный октябрь), а возращение домой в свой мир происходит в условном апреле.

Избушка – версия языческой домовины, которая строилась на пеньке дерева (курьи ножки) в священной роще перед входом в краду (отгороженое капище с 7-ю, или 9-ю, или 12-ю идолами, в зависимости от числа условных месяцев).

Представление о Млечном Пути, как о “птичьей дороге”, и о Небесных Птицах (Лебедях), уносящих Солнце, было широко распространено среди народов древних культур  (...).

Из других методов изучения сказки интересны  результаты её лексико-контекстуального анализа.

Как показала автор работы Шталь \I.49 \, данная сказка имеет сопряжения с мифом “Пигмеи и Журавли” (в котором прилетающие весной из тумана и мрака Журавли нападают на работающих в поле Пигмеев). Он связан с одним из подвигов Геракла – победой над бронзовопёрыми стимфалийскими птицами, которые весной прилетали на поля Аттики и выклевывали пшеницу. После долгих попыток Геракл их прогнал с помощью трещотки. После чего птицы улетели на север, во… Фракию (на Рис.I.2  указано примерное направление миграции птиц). Это очень любопытная версия, т.к. согласно условному календарю подвигов Геракла  указанный подвиг происходил как раз в апреле-мае, во время уборки в Греции озимых. С другой стороны, по тому же календарю – апрель фиксирует юго-восточное направление. Если продолжить эту ось от центра (Дельфы) на юг, то мы упрёмся в…Аравию, или в Египет, где как раз и зимуют журавли \I.49\. Следуя в обратном северо-западном направлении, мы попадаем во Фракию. Мы видим, что полученный выше событийный хронотоп сказки не противоречит версии, предложенной Шталь.

С другой стороны, перелет птиц приурочен к межсезонью, к периоду смены направления этезий, специфического средиземноморского муссона, благодаря которому и возможно было в древности успешное развитие мореходства именно в этом регионе. Перелет в более поздние сроки был невозможен из-за того, что муссон начинал дуть им навстречу. Этот краткий период времени в несколько недель (период штормов и бурь) и позволяет осуществляться их дальним перелётам. (...) .

Это более чем удивительно, но в рамках одной культурной традиции в различных мифах однотипные события (в данном случае климатические) происходят в одно и тоже условно-календарное время.

Таким образом, подвиг Геракла привязывается к весеннему, а эпизод с теми же стимфалийскими птицами в мифе об аргонавтах - к осеннему перелёту журавлей, миграция которых проходила через Грецию. На этом примере мы видим, как сюжет мифа привязывается к географическому региону возникновения и длительного его бытования.

По характеристике стимфалийских птиц: крупные, агрессивные, нападают стаей даже на человека, имеют огромные острые клювы, пробивающие щиты (в архаичный период щиты были кожаными), издают страшный крик – курлыканье, они похожи на реальных журавлей.

Согласно древней русской фольклорной традиции \I.1\, ирьи - духи предков, похожие на журавлей, также прилетают с юго-востока из-за Черного моря из Ирьи. В конце апреля в древности у русичей \I.1\ был День ирий (этимологически близко к Юрий. В христианский период его заменили на день св. Георгия и Духов день).

Другим таким днем был День навий (конец октября). Добавим к этому, что в древней Фракии журавли (аисты!) были тотемом, священной, но враждебной кровожадной птицей, которой приносили  в жертву …  детей, и которую также (согласно психоаналитическому подходу Фрейда \I.51\), должны были приносить хотя бы один раз в год в жертву для передачи племени её свойств.

И до сих пор у южных славян в Подунавьи бытует поверье о том, что отлетающие журавли (аисты\навьи) похищают детей. Отголоском этого является и поверье о детях, приносимых аистами (журавлями\ирьями), которые обладают необыкновенными пророческими способностями (как  дети из иномирья).
(...)

Кстати, поскольку в сказке главный герой – девочка, не связан ли её сюжет с обрядом инициации девочек (печка, яблоко, молочная речка – предметы для типично женских работ, начинающихся в летнее время года). Маленьким детям запрещалось срывать первое яблоко, пить первое молоко…

Инициация снимала этот запрет и придавала девочке повышенный статус. По тексту сказки девочка отказывалась есть пирожок, грызть яблочко, пить молочко – боялась  ещё раз нарушить табу и тем самым навлечь ещё большую беду.

Второе табу, которое девочка нарушила уже из страха наказания за потерю братца – это  запрет уходить из дому в свой, но ещё опасный для не прошедшей инициацию девочки мир. Отсюда и запрет есть и брать любые предметы вне дома. А побывав у Яги (по-видимому это и был момент посвящения – одной побывать у домовины \или в домовине, пообщаться с духами предков, получить их покровительство) она приобретала право есть запретный плод.

Здесь уместно остановиться на том, что по фольклорным представлениям дух умершего предка переходит в одного из его детей или потомков, и поэтому именно дети наиболее тесно связаны с ними. Не случайно, почти во всех сказках в “иномирье” уходят герои-дети или подростки. Это также одна из предпосылок возможности отражения в сюжете обряда их посвящения.

В Древней Руси существовал обычай выставлять первый блин (на Масленицу), или пирожок (из первин урожая) ночью на окошко для предков. Пропажа утром такого блина (пирожка) можно легко связать со сказкой о Колобке, которая по хронотопу также начинается с апреля, когда его выставляют на окошко и он сбегает. Моменты его встреч с зайцем, волком, медведем и лисой примерно совпадают с началом летних охотничьих сезонов на них (см. охотничий календарь). Мифологическая школа связывает образ Колобка с Солнышком, которое катится по земле весь весенне-летний период, пока его не проглатывает злой Лис. Поскольку эта интерпретация сюжета (одна из возможных) не противоречит традиционному культово-обрядовому календарю, то с учетом сделанных замечаний и она имеет право на существование.
(...)

В русской фольклорной  традиции журавли вполне могли быть замещены Гусями (Лебедями), образами из того же семантического ряда. Правда, в во всех остальных пяти версиях этого сюжета, приводимых в сборнике Афанасьева, Гуси помогают герою вернуться домой (весной). Кстати, созвездие Лебедя расположено в Северном полушарии и точно фиксирует направление весенней миграции Лебедей, в то время как в южном полушарии (на юго-западе, что соответствует усл. августу\сентябрю по календарю хронотопа), в начале осени как раз  появляется на короткое время созвездие Журавля, в направлении которого и проходит осенняя миграция этих птиц. Если учесть, что средняя продолжительность кладки яиц и становления цыплят на крыло в среднем для журавлей составляет 4,5 месяца, то отлету журавлей с 1-го сентября соответствует их прилёт где-то к середине апреля, что также отмечено в народном календаре \I. 6\. Но ведь это и совпадает со временем борьбы Геракла со Стимфалийскими птицами!

Борис Рыбаков также отмечает \I.1,стр.709\, что на Руси журавли считались “божьими птицами” и что на юг Руси они прилетали в начале апреля, а отлетали – к Спасу, к первинам плодов (на широте Москвы это происходит в мае - сентябре). Это тоже явное указание на возможную связь сюжета сказки с запретом на  первины. Он также пишет о схожести весенних, вечерних (утренних) брачных танцев у журавлей-касаток, собирающихся огромными стаями на полянах с купальскими Русалиями у славян: словно наши предки когда-то переняли весь ритуал брачного посвящения у этих священных для них птиц!
(...)

В настоящей сказке (за исключением небольшой путаницы между \4. и \5. событиями) наблюдается известное совпадение реконструируемой нами обрядовой традиции и сезона миграции птиц с календарным хронотопом сюжета мифа о похищении птицами.
(...)

Под кодом мифа мы подразумеваем систему, упорядоченную совокупность функций персонажей, которыми обозначается арматура мифа.  Код – это исходная метаструктура (источник всех возможных структур) текста, образованная небольшим числом основных категорий, которая учитывает всю совокупность вложенных содержаний \I.11\. Именно на поиске таких кодов и сосредоточено основное содержание настоящей книги. В сказке (в мифе, поверье) кодируется множество концептуальных содержаний исходного мифа (космогония, космология, легенды об основателе рода и др.). Эти содержания и раскрываются в совокупности версий сказки. В терминах работы \I.10\ это и есть эйдос (обобщенный смысл) сказки, а язык (через поле лексем) выступает как его логос в языковой реальности повествования.
 
IP записан
 
Ответ #9 - 01/20/16 :: 10:38pm

Mixtura   Вне Форума
Живет здесь
Москва

Пол: female
Сообщений: 692
*****
 
О сказочном герое...

Драматургическая природа Колобка
Автор:  Александр Соколов 
Взято с:  http://www.e1.ru/articles/burda/archive_2004_7/page_1/000/258/article_258.html

Добро побеждает Зло. Это аксиома драматургии. Герой должен победить врагов или погибнуть, но и в гибели своей он должен утвердить торжество Добра и Справедливости.

Всё так. Но как же тогда понимать финал "Колобка?" Герой гибнет от зубов Лисы. И всё. И никакая справедливость не торжествует. Победы Добра над Злом нет. Есть очевидная, ясная как день победа Зла над Добром.

Так я думал до вчерашнего дня - и ошибался.

Теория права, надо только поменять местами амплуа. Колобок не герой - он главный злодей произведения.

Взгляните - Дедушка и Бабушка хотели есть. Старые беспомощные люди в пустом доме. Еды нет. Последние крупицы муки надо подметать с пола. Они приготовили себе пищу - а пища стала Пищей и ушла. Голодная смерть - вот что преподносит Колобок Дедушке и Бабушке в первом акте драмы.

Заяц, Волк и Медведь, олицетворяя нарастание драматической ситуации, пытаются восстановить справедливость: а справедливость в том, что Колобок должен быть съеден. Ведь он не человек, не зверь - он еда! Но возомнившая о себе Еда трижды отрекается от своего назначения, с каждым разом все больше разбухая от гордыни. Песня Колобка-Нарцисса посвящена единственному предмету - себе, любимому. Гордыня его и погубит.

После неудачи Медведя - самого сильного зверя в лесу - кажется, что никто уже не сможет остановить циничное шествие Колобка. Но тут происходит перелом и появляется настоящий герой этого загадочного произведения. Подобно бойцу айкидо, который черпает энергию в силе противника, Лиса обращает песню Колобка в орудие его же поражения. Круг замкнулся! Рожденный в печке попал на зуб.

Городскому зрителю жаль говорящую булочку?

Но вспомним, что "Колобок" - русская сказка. Голодные дети русской деревни смотрели на бегство Колобка иначе, чем смотрим мы, старые и сытые горожане начала XXI века. И хорошо, наверное, что мы перестали понимать смысл этой сказки. Ибо, как говорится в одном анекдоте: "Не дай Бог так оголодать!"
 
IP записан