Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 
Олег Дивов (Прочитано 7459 раз)
Ответ #15 - 05/07/06 :: 12:27pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27680
*
 
Он любил удивлять.
В.А.Каверин, воспоминания о Е.И.Поливанове, лингвисте, филологе, философе.


Он парадоксален в своих литературных проявлениях. 
Появившись в отечественной словесности совсем недавно, Дивов  уверенно занял в ней заметное место: практически сразу его произведения стали достоянием страниц  «больших» журналов, как коммерческих изданий, так и толстых литературных. В тоже время в авторском  предисловии к прославившему его роману «Выбраковка» он пишет, что роман создавался   в течении почти десяти лет.. 
Он подчеркнуто библиографичен и литературен: охотно делится с читателем и потенциальным критиком своей творческой кухней, условиями создания и движущей причиной  появления на свет своих произведений. Вместе с тем, как выяснилось при обращении к библиографическим источникам и поисковым машинам Сети, достаточно сложно, при обилии охотно предоставляемых интервью, найти критико-библиографический обзор, персональную литературоведческую публикацию, посвященную преимущественно его жизни и творчеству. Хотя он и не обойден  вниманием критиков, среди которых числятся надежды и гордости современного литературного процесса.
Ему приписывают самим фактом своего появления создание новых литературных течений и направлений и предрекают, что будущее  его творческого поприща фантастическим жанром отнюдь не ограничится. Вместе с тем Дивов уверенно берет на литературных конкурсах именно фантастики одно призовое место за другим – пришлось даже несколько вынужденно ограничить круг источников  публикаций относительно  его литературных награждений: его триумфы с удовольствием регистрируют и «Российская газета», и «Аргументы и факты» и о нем много пишет региональная периодическая печать. 
Его произведения выходят массовыми для современной России тиражами; вместе с тем в больших книжных магазинах Москвы достаточно сложно с ходу приобрести его произведения, составившие ему литературную известность.
Говорят об апологии «сильной личности» в его произведениях; это противоречит устоявшейся российской литературной традиции, когда конфликт, его развитие и анализ  последствий предлагается через восприятие  аутсайдера в любом отношении. Причем неважно, будут ли это “лишние люди” Онегин и Печорин, неприкаянные прогрессисты Тургенева, страдальцы Достоевского, правдоискатели Лескова, трагические герои Бунина и все “настоящие люди” советского периода русской литературы. Как правило, их отличает если не физический дефект, то психические или поведенческие необычности, если не сказать, отклонения характера; а иногда и их произвольное сочетание.
Подозреваю, что вкупе с суконным языком педагогического литературоведения, именно данное обстоятельство  может помешать  полноценно воспринимать сокровища русской литературы.
Как-то согласитесь, человеку здоровому тревожно читать про сложные жизненные коллизии, при разрешении которых им предлагается занять место рядом с персонажем, несомненно, не лишенным обаяния, но на месте которого чувствовать себя не особенно уютно.
(Надо сказать, что в обществе уже накапливается со временем некоторая усталость от подобного своеобразия главных героев. Современный массовый читатель согласен читать про заморенную училку или болезненную следовательницу только в том случае, если она силой духа побеждает адскую банду и получает всяческое признание в финале.) 
Но вместе с тем мы знакомимся с героями Дивова не в самые лучшие времена их жизни. Они предстают перед нами в достаточно реалистическом обличье,  с недостатками, ошибками и заблуждениями, муками больной совести. Нельзя сказать, чтобы их решения отличались каким-то суперменистыми прыжками над обстоятельствами, тут скорее речь идет о силе духа и умении взять на себя именно всю полноту ответственности, выпивая при этом свою чашу, полную горечи колебаний и разочарований. 
Ситуация, в которой они оказываются и впрямь необычны. Это и  социальные зачистки в «Выбраковке», ремонт космической платформы в «Эпохе великих соблазнов», поимка и воспитание вервольфа на фоне войны с вампирами  в «Ночном смотрящем», духовный и физический кризис колонии землян, по концессии разоряющих чудесную планету в «Саботажнике», вторжение путешественников во времени в жизнь и быт глухой российской деревни в «Параноике Никаноре».  При всей фантастичности антуража и поставленных перед ними задач, герои вполне реалистичны, им ведомы сомнения и рефлексия в сочетании с осторожностью и ответственностью перед миром. В этом смысле  с героями Дивова происходит акт вступления  в подлинные права наследования традиций отечественной литературы: всю полноту ответсвенности они принимают перед лицом всего человечества – например,  как капеллан Причер, как экипаж международный экипаж платформы, как Лузгин.
Нельзя сказать, что предложенные ими решения  поражают экстравагантнойо оригинальностью, но это те решения, которые гармонизируют мир, ведут его  скорее к идеалам гармонии, к прирастанию красоты, добра и правды в заданной  обстановке. Они идут в своей ответственности до самого конца, до гармонического воплощения своих решений, даже если это смертельно для них опасно. Причем до такой степени, сам Дивов как творец, мыслящий в достаточной степени трезвомыслящий,  оставляет открытым финал некоторых своих произведений.
Открытых для читателя. Открытых для мира. 
Открытых для высшего творца и судьбы, если это угодно. 
Вместе с тем складывается впечатление, что Дивов, которому приписывают самые различные идеологические настроения, от прогрессистко-антиутопических до проимперских,  с тревогой ждет реакции и коллективного героя, народа, незримо присутствующего почти во всех его произведениях. Это и городская толпа в «Выбраковке», и деревенские мужики и уездных обывателей в «Ночном смотрящем», и солдаты в «Саботажнике».
Почему-то приходит на ум Маяковский : «…а улица корчится безъязыкая, ей нечем кричать и разговаривать». Его ожидание прорывается один-единственный раз, в «Ночном смотрящем»: «…Россия  умеет все на свете, кроме одного – у нее не получается остро хотеть.» 
Но писателю удалось удачно избежать  псевдоинтеллигентской грусти, незаметно вводящей читателя в состояние созерцательного уныния. Его произведениям свойственны юмор и сатира самой ращной степени интенсивности. Так, краткие комментарии ситуации  в самых черных сценах «Выбраковки» сводят на нет весь пафос рая, выстроенного на слезинке ребенка в прямом смысле слова: оказывается, область всеобщего счастья строго очерчена пределами столичных городов. Почти как у Венечки Ерофеева: «Сослан в Тулу за гомосексуализм». Поимка вервольфа в «Смотрящем» завершается для главного героя физиологическими неприятностями.  Решение сложных мировоззренческих и этических проблем у капеллана Причера в «Саботажнике» происходит в гомерических пьянках с русскими союзниками, носящих почти гоголевские говорящие фамилии и должности  – военврач-психиатр Кронштейн, начальник гауптвахты, военный писатель Воровский,  адмирал Улезло. Уморительны русские американские взломщики «умного дома» в «Законе лома для замкнутой цепи»,  ассенизаторы «Вредной профессии»,  лесковски забавен параноик Никанор из одноименного рассказа. Доблестные астронавты  в «Эпохе великих соблазнов» при контакте с  инопланетным разумом-искусителем жуют психотропные,  уверяя и разум, и себя в ирреальности ситуации.
Сила героев Дивова как и заключается в том, что они видят, используют и не испытывают страха перед забавным и странным и  у себя и у окружающих. Они остаются живыми и способными к развитию; их решения, их точка зрения на предмет не ограничивается взглядом, привитым исключительно средой и биографией – смело выходят за рамки поведения и решений, заведомо от них ожидаемых.
Вместе с тем в полете фантазии и блеске сатирического дарования Дивов дарит нам уже почти утраченное жюльверновское чувство наслаждения достижениями науки и техники. Чувствуется отличное знание тенденций в развитии военной техники, космонавтики, биологии, медицины; описания почти следственно достоверны, убедительны и  поддерживают формирующуюся традицию логики в описании происходящего. «Что за творение человек, разумом почти равен богам…»
Часть критиков обвиняет О.Дивова обвиняет в шовинистических и проимперских настроениях, начертании своего рода планов «спасения России». Он патриотичен, действительно, но это умный патриотизм – крикливость ура-патриотов у него вызывает иронию,  расхожая агрессивность и размашистое желание решить все проблемы «одним взмахом сильной руки» до какой-то степени вынуждают его на доведение до логического апофеоза утопических построений всеобщего счастья, которого почему-то перестает хотеться. Безусловно, «Выбраковка» и антиутопия, и провокация, и сатира одновременно, но ее можно полагать в определенном смысле и заговором, своего рода «наведенным текстом» на тот объект, на который переносится сама вероятность возможности построения описанного замечательного общества – «у киски боли, у собачки боли, у малышки не боли…»   
Тексты О.Дивова  на редкость гармоничны и сбалансированы. В них умело сочетаются  описательное и аналитическое, философские размышления не тормозят энергичного хода повествования, а психологизм героев не является помехой ироническому взгляду на «высокое»; в них происходит прощание со стереотипами  прошлого, литературными и не очень.
Разумеется, этот очерк на претендует на раскрытия творчества О.Дивова во весй его полноте.  И вообще проза и героии писателя  неуловимы для  определений уже существующих и изобретаемых литературоведами и критиками. Во-первых, хотя бы в силу молодости, человеческой и  литературной, самого автора. Во-вторых, представляется крайне сложным уложить  в прокрустово ложе определений саму живую жизнь – с ее высшей гармонией и  вопиющим диссонансом, с насмешливым прощанием с ограниченностью и беззащитной встречей с непонятным будущим.  Все это невозможно исчерпать, как невозможно исчерпать и отдельного человека, его силу и слабость и его реальные и потенциальные возможности. 
Человек, в представлении О.Дивова., это человек. 
Но – это и много и мало.  Он всего лишь человек. И этого не стоит забывать. 
В этом его сила. В этом его слабость.

(с) Lemur
Размещено на форуме Тэссы, http://www.venec.com/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=books;action=display;num=113757...
Поскольку доступ был открытым, решилась увести... Смущённый
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #16 - 08/30/13 :: 6:05am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27680
*
 
Олег Дивов: «Игра началась вместе с литературой»

Интервью с Олегом Дивовым было сделано в форме блиц-беседы. «Новости литературы» уверены, что получившийся результат станет прекрасным утешением в последние дни уходящего лета: Олег Игоревич как всегда остроумен, наблюдателен и интересен!

- Было такое, чтобы вы читали свою собственную книгу – отстраненно, как чужое произведение?

- Нет, я столько не выпью. Если смотреть по стилистике, «олегов дивовых» несколько, их примерно четверо, в зависимости от решаемых задач, но даже такой далекий от меня  стилистически Дивов, как автор цикла «Профессия: инквизитор», или Дивов, который с холодной головой и ледяным сердцем писал «Выбраковку», все равно слишком узнаваем. От себя не убежишь.

- Вы когда-нибудь напишете «Лучший экипаж Вселенной», или «Лучший экипаж Солнечной» останется самостоятельным произведением?

- Теоретически могу предположить, что… Практически – не вижу смысла. «Экипаж» — зверский и беспардонный постмодернизм на грани издевательства, но с живыми персонажами. Чтобы повторить это, нужно особое настроение. Нужно беззаветно любить спейс-оперу, например. Ну, полюбил, хватит уже.

- Летом в книжном магазине «Москва» у вас прошла встреча с читателями. Чем народ в основном интересовался? Был какой-то вопрос, чтоб прямо заинтересовал и озадачил?

- Было две презентации, одна шумная и развеселая, другая тихая и камерная, и честно скажу: ничего конкретно не помню. Помню людей, их улыбки, их радость. Радовать людей – моя профессия. Да, надо говорить с каждым, дать каждому хотя бы минуту побыть рядом со мной… Поэтому, кстати, я обычно на презентациях не сижу, а стою: так людям теплее, так снимается дистанция. Но сами вопросы улетучиваются из памяти. Мое дело – отвечать на них, а не запоминать. Причем, удивить меня, даже ошарашить, удается многим. Вот этот момент удивления – тоже помню. И только.

- Вы согласны, что ваш рассказ в «Либеральном Апокалипсисе» можно трактовать строго обратно концепции всего сборника? Или это у меня сложилось ошибочное мнение? А если нет, как так вышло, что составители сей факт упустили?

- Сергей Чекмаев – хитрая и профессиональная бестия, он не упускает ничего. У него одна проблема: бюджет всегда маленький, и «статусные» авторы выедают его в ноль. Поэтому, например, сборник «Беспощадная толерантность» оказался намного слабее, чем было задумано, и вообще ушел в сторону от исходного концепта: беспощадное стебалово и качественный глум не делается на коленке и стоит денег. Это только кажется, что у нас куда ни плюнь – талант, способный бесплатно вынуть из кармана здоровенную дулю, расписанную под хохлому, и предъявить сразу всем: гомофобам, гомофилам, черносотенцам, белоленточникам, партии и правительству… Если бы. Умелых словесников мало, а злостных нонконформистов еще меньше. И объем «добирали» сентиментальной любительщиной… А с «Апокалипсисом» все прошло по плану. Для чего меня и зовут в такие сборники: чтобы был как минимум один автор, который гарантированно двинется поперек тренда. Иначе сборник будет бить строго в одну точку: и какой тогда смысл?.. Другой разговор, что равноценной «дискуссии» между авторами еще ни разу не вышло. Обязательно перевешивает одна сторона.

И совсем другой разговор, что «Объекты…», как в короткой версии, так и в полной, именно либеральная антиутопия. Но поскольку это моя либеральная антиутопия, то как хочешь – так и трактуй.

- У главных героев «Инквизиции» есть прототипы, или это абсолютно самостоятельные образы?

- В процессе работы крепло ощущение, что кого-то Август и Делла мне напоминают. Не внешне, а чисто эмоционально. Август внутренне всегда готов к подвигу, который для него ни разу не подвиг: ну, надо сделать что-то, он и делает. А Делла, напротив, геройствовать терпеть не может, она ведь человек военный, зато для нее естественно жалеть людей, сопереживать им – а потом она удивляется, отчего вдруг в нее начали стрелять… В общем, есть прототипы.

- Вообще, было время, когда отечественные фантасты любили «протаскивать» в персонажи друзей, недругов и знакомых. Навскидку взять хоть «Остров Русь» Лукьяненко-Буркина, или вершининскую «Сельву». Сейчас это как-то сошло на нет. Наигрались? Пришло время «взрослой» коммерческой книги, без междусобойчиков? Наполучали по морде? Или на самом деле всё происходит, просто мы разучились узнавать прототипов?

- Наигрались, конечно, но ничего еще не кончилось. Просто сейчас это не так заметно. В той же «Леди» есть один персонаж, по-моему совершенно шикарный – добрая пародия на одного моего доброго знакомого. Так, чисто для своих примочка. А еще туда пробрался генерал Рублев, у которого «матчасть порядком изношена» — и читатели уже опознали в нем моего друга и соавтора Метроэльфа. Возможно, это напоминает детские игры в песочнице. Но игра началась вместе с литературой.

- Что сегодня, сейчас вам говорят по поводу «Выбраковки»? В целом то же, что и раньше, или у читателей появились новые идеи?

- В целом то же, что и раньше. Есть три точки зрения: это утопия, это антиутопия, и правильная – это про то, чего мы на самом деле хотим, и чего в себе обоснованно боимся. Потому что люди, у которых все хорошо, такого не хотят.

- «Ночной смотрящий», по-моему, один из лучших вампирских романов в современной литературе (если не лучший вообще). Это был эксперимент с темой? Как вообще возникла идея написать эту книгу?

- Спасибо на добром слове. Это очень старая затея. Первую часть я полностью выдумал еще в начале 90-х. Но кому нужна деревенская повесть про оборотня от неизвестного автора? Нужен был роман от известного автора. Потом я посмотрел «Вампиров» Джона Карпентера – и что-то в голове щелкнуло.

- Вы поддерживаете новый российский антипиратский закон, согласно которому любой сайт с контрафактом можно будет закрыть? В том числе контрафактом книжным.

- Насколько я знаю, сайты никто не закрывает, блокируется только доступ. Да, скорее поддерживаю, чем нет. В основном – из личной неприязни к «пиратам». Почему-то все забывают, что «пиратство» это бизнес. И каждый раз, заходя на «пиратский» сайт, ты делаешь немножко богаче какого-то неудачливого эмигранта, у которого жизнь на чужбине сложилась так бездарно, что он стал скупщиком краденого из России. Торговать реальным товаром, украденным в России, у него кишка тонка, и он торгует краденым виртуальным товаром, причем, всячески стимулируя к воровству простых граждан. Без поддержки облапошенных им простецов, которые добровольно тащат к нему контент, «пират» – ничто. Но эти балбесы – тащат и тащат, делая «пирата» богаче и богаче за счет моего труда. Мне такая ситуация не нравится.

- Вообще, сильно ли вы лично, писатель Олег Дивов, страдаете от того, что ваши книги выкладывают в Сеть анонимусы? Признаюсь, что лично я сперва прочла «Объекты в зеркале заднего вида» с Флибусты – а потом заказала в магазине в бумаге, чтобы дать почитать максимальному числу людей…

- Ну, я уже сказал: мне не нравится, что на моих текстах наживается кто-то, кому я этого не разрешал. Да еще и нагло прикрывается словесами о «свободе информации». Упущенную выгоду тут просчитать сложно, почти нереально, я ее и не считаю. Где-то года до 2005-го я сам выкладывал свои тексты в свободный доступ, потом это стало просто бессмысленно – их «распирачивали» раньше, чем я успевал пошевелиться… Понимаете, вот кладу я «Оружие Возмездия» к Мошкову на ArtOfWar, его там читает сто тысяч народу, я с этого не имею ни копейки, и Максим тоже, так мы ни копейки и не просим. Я выложил – значит, считаю нужным. Почему – никого не касается, ну вот такой у меня хитрый маркетинг, или такая большая чистая совесть, кому какое дело. А когда за меня решают, что где будет лежать, да еще и рубят на этом бабло – нет, это неправильно.

- Кстати, и в «Симбионтах», и в «Объектах…» у вас так или иначе проскальзывает мысль, что в недалеком будущем время бесплатного и открытого интернета закончится. Это, в общем, понятно – непонятно другое. Почему оно всё ещё продолжается сейчас?

- Очень большая инерционность государственных машин, вот и все. Они там что-то знают о позавчерашнем интернете и даже пытаются работать на опережение — закрутить гайки вчерашнему. А интернет уже завтрашний. Поэтому они рубят головы гидре, а все без толку. Метко и четко сказал мой коллега Михаил Тырин: «Бороться с пиратством, запрещая доступ к торрентам – все равно что бороться с поносом, запрещая доступ к унитазу». Когда до властей дойдет, что контролировать интернет можно только покусившись на его ключевые, базовые принципы – и найдется человек, который им эти принципы разъяснит, — вот тут и начнется самое веселье.

- Ну и традиционный финальный вопрос «Новостей литературы». Что вы сейчас читаете или только что прочли? Расскажите в двух словах об этой книге.

- Книга Натальи Громовой «Распад. Судьба советского критика в 40-е-50-е годы» — возможно, лучшее, что написано о «литературном процессе» в СССР. Чтение жуткое, но по-своему увлекательное. Несчастные люди, что они творили друг с другом, и что творила с ними власть… Очень душеполезное чтение для тех, кто не помнит Советского Союза и принятых там правил игры. Своеобразные были правила, я еще застал их.

А для текущей работы штудировал дневники Анны Достоевской и Софьи Толстой, надо было там кое-что сверить, в результате — увлекся. Занятный момент: в судьбе крупного русского писателя жена, как правило, не «домоправительница» или вспомогательный персонал, а вполне себе боевая подруга, способная очень здорово на эту судьбу повлиять. Достоевского его вторая жена фактически на себе вытащила, это в целом общеизвестно, но дневники помогают увидеть эмоциональный фон. Они субъективны – тем и хороши, тем и интересны.

Беседовала Ника Налёта.
Отсюда: http://novostiliteratury.ru/2013/08/oleg-divov-igra-nachalas-vmeste-s-literaturo...
via Олег Дивов, так вот
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Страниц: 1 2