Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 ... 8 9 10 11 
Новые тексты Элхэ Ниэннах (Прочитано 37856 раз)
Ответ #135 - 05/03/06 :: 11:19am
Сиорэ Саэнни   Экс-Участник

 
*вылезая из-под веника, отряхиваясь и переформатируясь*
по-человечески прозаично Улыбка Элронд ничем не хуже Элроса, вот только младше на пару минут - поэтому обречен быть вторым - а как сын правителя, получается, обречен быть никем. Поэтом он, при всей любви к эльфийским песням,  не станет, магом - тоже. Придворным только при старшем брате... то есть - никем. И сам он это прекрасно, умный мальчик, понимает, и обижается.  А что поделать? Жалко ж...

*убить упрямую тварь, опять все опошлил!  Подмигивание*
 
IP записан
 
Ответ #136 - 05/07/06 :: 1:31am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Юкари писал(а) 05/02/06 :: 1:53am:
Цитата:
ЗЫ: Феанорычи - ...! гнилая нолдорская интеллигенция!  Подмигивание


Роль у них такая по жизни - мальчиков для битья.
Сцены с Феанарионами - самые сильные из "нового". Во мне они очередной раз вызвали лишь сострадание и желание понять - почему?..
Имха, ясное дело.

Вот и у меня тоже. Я так и представляю себе отчаяние Первого Дома -- начиная с отчаяния самого Феанора. Кому, как не Феанору, его почувствовать -- ведь в нем борются начала Финвэ и Тайли. И еще чувство, что он недооценен, не принят, не понят, что миру вокруг милее образцово-правильный Финголфин, соответствующий НОРМЕ (и как мучается Финвэ из-за того, что пытается любить обоих сыновей, а фактически -- оба начала, НОРМУ и мятеж). И его отчаяние (так и читающееся за кадром) из-за того, что Ольвэ отказал в кораблях (помню, как-то я выдал в полемическом запале: "Если бы Ольвэ был не творцом, а этаким главой компании судовладельцев -- я бы Феанора не осудил!"). И это отчаяние и разрыв передались его сыновьям -- и чувствуешь это отчаяние изнутри (и особенно жалеешь феанариони из-за того, что все, за что они боролись -- оказалось бессмысленным...). После этого хочется говорить тем, кто Феанора и феанариони осуждает -- "А вы чувствовали, как это? Когда вами ведет устремление, данное вами слово, и вы не можете остановиться?" И немного до сих пор текстов, показывающих взгляд Первого Дома -- изнутри...
« Последняя редакция: 05/08/06 :: 4:59am от Хольгер »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #137 - 05/07/06 :: 1:35am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
(озадаченно) Кроме последней фразы, кажется, это о чем-то другом... Озадачен
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #138 - 05/07/06 :: 4:42am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
(слегка потерянно): Просто я очень легко с дискуссий о феанариони сьезжаю на тему самого Феанора Улыбка -- ну люблю я его... Потому что я снова перечитывал главы о Феаноре -- и безумно жалел его, и конечно, Маглора с Маэдросом. А из всех сыновей Феанора именно они получились самыми яркими -- они верны Клятве и дольше всех остальных несут на себе ее груз, который не просто давит, но ломает, и отказаться от этого груза нельзя (хоть они и говорят, что это их трагические ошибки, что их никто не заставлял быть верными -- но это больше похоже на запоздалое сожаление о том, что было совершено, но что совершенно никак не могли они предотвратить -- они были слишком порабощены клятвой... да и кто бы устоял?), потому что отказавшись, ты просто перестанешь быть -- как перестал быть Маэдрос и фактически перестал быть Маглор. Может, потому, что я именно Феанора и Феанариони пропустил через себя. А еще, если брать именно новые главы, то я больше кроме Феанариони всех сопереживаю -- Маблунгу. Восхищаюсь и сопереживаю. А вообще самый сильный, программный образ -- Замысел, как река с сильным течением, которая несет -- и сокрушает все то, что не хочет последовать течению.
И восхищаешься Феанором именно за то, что он захотел пойти против "силы вещей", фактически -- против Замысла, даже больше того -- у меня было чувство, что он чувствовал себя не менее сильным и не менее вправе, чем Эру (вспоминаю свою полемику с Тайсин, у которой был главный контраргумент в том, что Валар были высшими существами, а не просто этакии боярами -- но ведь в реальности книги Эру является не всеблагим Богом, а просто монархом, который сказал "Будет так и никак иначе!"...).
« Последняя редакция: 05/08/06 :: 4:58am от Хольгер »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #139 - 05/08/06 :: 4:06am
Юкари   Экс-Участник

 
Во всей этой истории сквозит какая-то безнадежность (или, если уважаемая Хозяйка позволит, без-надеждность). Может, Феанариони просто несли не свою клятву: незря же Феанаро заставил своих сыновей поклясться во второй раз...
 
IP записан
 
Ответ #140 - 05/08/06 :: 4:29am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Феанор и феанариони -- самые трагические герои Арды... У меня была очень необычная ассоциация, что Феанор считал себя почти равным Эру, способным изменить то, что было предписано в Замысле, и у него была мечта именно -- чувствовать себя в мире победителем. И он хотел быть больше, чем Валар, которые не смогли уберечь мир от беды и которые в его глазах показали себя несостоятельными -- и не просто несостоятельными, а мешающими творчеству. И наверняка Феанор ощущал, что не ниже Валар (в том числе и Мелькора) -- а после того, как я начитался Бердяева, думал, что Феанор наверняка мечтал занять место Намо в Круге Судеб -- и мечтал, что после этого начало Закона уступило бы началу Творчества  (это у Бердяева Норма противопоставляется Творчеству, которое и предлагается как высшее назначение для не-монашеской среды, правда, здесь уже прорывается моя полемика с некоторыми не в меру унылыми духовно-учительными книгами, которые вообще не рассматривают достоинства личности, а весь рост сводят только к борьбе с пороками). Но... это бы привело к трагедии -- и не потому даже, что самый гениальный из эльфов все-таки не Вала -- природа другая (собственно, этот аргумент приводила в свое время Тайсин: отличие между эльфом и Валой -- совсем не такого порядка, как отличие между гениальным молодым ученым и ректором университета) -- но потому, что похоже, что Феанор право на творчество признавал только за собой, а все прочим была бы уготована в лучшем случае роль подмастерьев. И ткань мира порвалась (не зря Феанор и феанариони видят тень залов Мандоса), и уж конечно, что особенно пострадать должны были именно феанариони --  именно те, кто вызвал этот разрыв ткани мира, ведь эльфы едины с Ардой, и разрыв прошел и через них.  И именно их этот разрыв и убивает -- Маэдроса полностью, а Маглора духовно. И они острее всего чувствуют этот разрыв -- потому что они были порабощены Клятвой, но им запоздало кажется, что они могли бы от нее отказаться.
« Последняя редакция: 05/08/06 :: 6:50pm от Хольгер »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #141 - 05/10/06 :: 1:09am
Юкари   Экс-Участник

 
Цитата:
 И именно их этот разрыв и убивает -- Маэдроса полностью, а Маглора духовно.


Меня навязчиво преследует мысль, что из всех братьев только Маэдрос и Маглор осозновали, до чего их может довести клятва.  Нерешительный
 
IP записан
 
Ответ #142 - 05/25/06 :: 3:18am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27672
*
 
(ворчливо) Так я и знала, что все меркнет и тухнет на фоне истории Феанариони...  да и тут я даже где-то жалею об отсутствии у нас на форуме ярых сторонников Первого Дома. Вроде тех, кто отметился в этой дискуссии на БТЭ: http://eressea.ru/tavern7/index.shtml#012
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #143 - 05/25/06 :: 4:14am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Ну, я -- ярый сторонник Первого Дома Улыбка. Просто я понимаю, что его история -- трагична. И мало кому из авторов удалось прописать именно историю Первого Дома -- пытаясь понять его изнутри и не вдаваясь в клише.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #144 - 05/25/06 :: 7:59am
Erelchor   Экс-Участник

 
Как это нет сторонников Первого Дома? А я?
Объективности хотелось бы... Очень... Профессор, описывая Феанора и события, в которых принимал участие он и его Дом, применил своеобразный метод... Эклектику... В описаниях Профессора заметен стиль исторических хроник, с поздними искажениями, вставками, с анонимными комментариями переписчиков... И две точки зрения - обвинительная во всех грехах и агрессивно-оправдательная.
 
IP записан
 
Ответ #145 - 05/26/06 :: 1:17am
Юкари   Экс-Участник

 
(скромно потупившись) а можно и я запишусь в сочувствующие?  Смущённый Улыбка
 
IP записан
 
Ответ #146 - 05/26/06 :: 1:54pm
Сиорэ Саэнни   Экс-Участник

 
*оффтопично* это засада какая-то: о чем ни говорим, все на Первый Дом сворачиваем... Подмигивание
 
IP записан
 
Ответ #147 - 05/26/06 :: 2:53pm
Erelchor   Экс-Участник

 
Да вряд-ли... Просто неубедительно у Профессора получается: все нолдор - благородные и мудрые, и только феанариони все как один - отъявленные негодяи! Только Маэдрос (и то до поры до времени)  среди них - паршивая прекрасная овца!
 
IP записан
 
Ответ #148 - 05/26/06 :: 9:17pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Примерно так. Потому что иные личности наотрез отказываются понимать феанариони:
"Доктор сказал в морг -- значит, в морг!"
« Последняя редакция: 05/28/06 :: 1:44am от Хольгер »  

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #149 - 05/30/06 :: 12:31am

Хатуль   Вне Форума
Живет здесь
Большой и Пушистый
Хайфа, Израиль

Пол: male
Сообщений: 1315
*****
 
Аст Гамала, или литературные достоинства проигранной битвы

О текстах Натальи Васильевой (Элхэ Ниэннах) по Последней Битве и окончанию Первой Эпохи

- Из города Гамалы, -- ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала. (M. Булгаков)

Не с Натальи Васильевой начнём, не с мифического (для жителей Земли) Аст Ахэ, а с реального города на Голанских высотах, разрушенного римлянами в шестьдесят седьмом году христианской эры.

В Гамале все погибли, кроме двух сестёр Филиппа.
Во время тройной зачистки их не смогли найти.  
Гамала относилась к городам крепостного типа,
куда очень трудно ворваться и откуда нельзя уйти.


Свидетелем по делу у нас сегодня проходит замечательный одесский - а ныне австралийский - поэт Юрий Михайлик. Не думаю, что поэт откажется от этой роли, тем более, что его дочь - профессор Елена Михайлик - отлично известна всему русскому фэндому, правда, под псевдонимом.

Уважаемый свидетель, продолжайте, пожалуйста.

С трёх сторон высокие стены, а с четвёртой - гребень обрыва,
висящий над чёрной прорвой, куда страшно даже смотреть.
Около пяти тысяч жителей, когда ещё были живы,  
бросились в эту пропасть, предпочитая лёгкую смерть.


Еврейские воины Гамалы - и более известной Массады - предпочли смерть плену. Гордый "Варяг" не сдался врагу. "Здесь умрёт Бикара".
А вот Ниэннах:
Сменялись стражи на башнях у Врат, и пела Айрэнэ - Айрэ, дочь Твердыни, солнечный лучик Аст Ахэ, и вторили ей струны маленькой арфы-таийаль. Она смотрела в небо, моля о том, чтобы ночь эта не кончалась никогда: на рассвете, сказал отец, ей надо уйти. Она встречала рассвет - последний рассвет Аст Ахэ.
А небо начинало светлеть, хотя еще ясными были звезды, еще скрадывали цвета и очертания предутренние сумерки; и в этот час последние защитники Твердыни собрались в Высоком Зале. Каждый знал - уже давно, несколько дней - что будет делать. Не было слов и не было клятв: молча каждый касался губами клинка, молча склонял голову перед Тано и своими соратниками - но казалось, что снова, как на последнем Совете, неслышное эхо подхватывает, уносит под своды слова тех, кто еще остался в живых:
Я, Хоннар эр'Лхор, воин Свершения...
Я, Льот ан'Эйр, воин Меча ...
Я, Ульв, воин Меча...
Я, Къоро тарн-Линнх, воин Свершения...
Я, Дарн Кийт-ир, воин Слова...
Я, Торр иро-Бъорг, мастер Меча...
Я, Айтии, сын Твердыни, целитель...
Только теперь они, последние защитники Аст Ахэ, называют себя сыновьями Твердыни - Аст-иринэй.
И Айолло из рода Волка, седой юноша с глазами цвета сумерек, медленно опустил лютню на алые угли - словно тело друга на погребальный костер; и взял меч.


И дальше: Обреченные, воины Аст Ахэ могли сделать только одно: до последнего мига защищать сердце Твердыни. Того, кто был сейчас с каждым из них - каждым из них. Того, чья песнь хранила их от боли предсмертия. А воины Валинора не могли понять, почему никто из умирающих не кричит, почему они падают в молчании и умирают без стона, - но в Высоком Зале метался меж стен страшный, нечеловеческий, неумолкающий крик - а потом Бессмертный, тысячи раз умиравший за эти бесконечные месяцы, уже без голоса шептал имена уходящих.

Воины Валинора, враги, Другая Сторона - как и реальные воины Рима в Гамале, как японские воины при Цусиме - воспринимали события по-другому. Трагедии проигранной битвы, разумеется, для них не существовало вовсе: они тоже слышали Песнь - но для них в ней было их собственное отражение: ненависть и страх. Каждый из них знал, что оплот Врага должно уничтожить. Каждый из них думал, что вернется победителем в Валинор, даже если будет убит. Возможно, они были готовы и просто разжиться добром побеждённых, как говорит наш свидетель:

С ними были деньги и вещи - довольно странный обычай!
Спуститься туда сложно, подниматься еще трудней.
Но кое-кто из солдатиков всё же вернулся с добычей.
(И некоторые предметы сохранились до наших дней.)


Для чего, возмущаются многие любители творчества Толкина - по-настоящему великого писателя! - для чего Наталье Васильевой понадобилось использовать чужой мир, его мир? Зачем называть добро злом и оправдывать сатану?

Отставим на время визионерский аргумент ("Арта реальна"). Останемся в плоскости художественной литературы. В этой плоскости использование сюжета из классики - а Толкин уже давно стал классиком! - даёт писателю возможность устроить читателю сеанс шокотерапии.

Классика даёт нам точную установку: Ахиллес, Атос и Арагорн - герои. Мефистофель, Мориарти и Мелькор - злодеи. А в реальной жизни? Многие неплохие люди искренне убеждены, что жиды - враги человечества, и в этом качестве их ненавидят, потому что сами они человечество любят. Диссидентка Джемма Квачевская, будучи сослана в глухую деревню, обнаружила, что местные жители вместо "чёрт с ним" говорят "жид с ним". Когда она сказала, что сама - еврейка, жители возмутились: "Джемма Яковлевна, что Вы на себя наговариваете?" Живого еврея они не видели ни разу, а Христа полагали русским.

Официальная версия приписывает Л.П.Берия преступления против человечества. Его сын, физик Серго Берия, утверждает, что преступления действительно совершались, но не его отцом, а теми, кто выступил позже как его разоблачители - Хрущёвым и Маленковым. Учитывая размах хрущёвской диктатуры (описанный, например, Борисом Вайлем) этой версии тоже нельзя отказать в правдоподобности.

Пережившему сталинский террор трудно изменить мнение об имени, с которым он так тесно связан. Новомодная ненависть к Америке и Западу в России - скорее всего, того же происхождения: трудно связать что-то хорошее с местом, которое со школьных лет ассоциируется с источником мирового зла. А вот в другом мире, в мире литературном, мы воспринимаем точку зрения писателя. И другой писатель может использовать это восприятие, чтобы неожиданно перевернуть картину. Шок? Безусловно. Эпатаж? Нет: такой шок расширяет наши горизонты, заставляя задуматься о нашем собственном мире.

Но если герои и злодеи могут меняться местами, то геройство и злодейство не должны. Версия Серго Берия потому и приемлема, что он не обеляет и не отрицает массовые убийства, а лишь утверждает, что решения о них принимал другой человек. Этические ценности - в душе читающего, но факты - на совести хрониста.

Хронист, описавший все это, был горек, сух и спокоен.
Он пришел туда с победителями, в одних цепях, налегке.
До того, как попасть в плен, он был храбрый и стойкий воин,
и командовал обороной в небольшом городке.

Потом их загнали в пещеры и обложили туго,
и когда между смертью и рабством им пришлось выбирать,
они после долгих споров поклялись, что убьют друг друга.
Он остался последним. И он не стал умирать.


Ортхэннэр у Ниэннах - толкиновский Саурон. Но этот Саурон исполнен совести, которая мучает его за то, что он - пусть и не по своей воле - остался в живых.
- Ты не понял меня, Ортхэннэр. Собирайте людей. Уходите на восток. Ты пойдешь с ними.
- Что?..
Лицо смертельно раненого - растерянное, потрясенное, беспомощное. Невозможно ошибиться в смысле слов - и невозможно поверить.
Как же... да что же это... За что?..


Мне приходилось слышать, что рефлексия Ортхэннэра - чересчур женская, что "мужчины так себя не ведут". Но Ортхэннэр страдает из-за невозможности разделить ответственность, а это - вполне "мужская" черта, только описанная по-женски (ну и что же? Автор-то - женщина). Возможно, перед ним стоит призрачный пример хрониста из Гамалы, блестяще описанный Лионом Фейхтвангером - и нашим свидетелем:

Он писал прекрасные книги. Он улыбался славе.
Его любили красавицы. У него удалась судьба.
Он и сегодня известен нам как Иосиф Флавий.
Флавий - это имя хозяина. А Иосиф - имя раба.


По сути дела, текст Натальи Васильевой о Последней Битве - это рассказ об ответственности: ответственности личной и общей, за жизнь и за то, что за её пределами. Антураж мира Толкина даёт возможность поместить этот рассказ в обстановку, которая, с одной стороны, хорошо знакома, а с другой стороны, не вызывает столь сильной эмоциональной привязки.

Исключение составляют читатели, погружённые в мир Арды, как в свой собственный: именно им чаще всего труднее принять правила игры Ниэннах. Точно так же некоторые ортодоксальные христиане с трудом принимают образную систему "Мастера и Маргариты" - уж очень Иешуа неканонический; а в Воланде не все друзья Булгакова во время пробных читок смогли распознать Сатану - гётевского "Junker Voland".

Но вне всякой связи с декорациями книга Васильевой - добрая, потому что её положительные герои творят добро и желают добра. И, несмотря на все ужасы, описанные в ней, она - оптимистическая (не побоясь каламбура, скажу: "светлая"), потому что в конце её - надежда.
Так они ушли: больше никто не бpосил им вслед злого слова. Так они ушли, и путь их неведом, но песни живы.
Чего еще и желать менестрелю?


Мы обязаны памятью предателям и мародерам.
Мы обязаны сладостью горьким всходам земли.
Мы обязаны жизнью двум девочкам, тем, которым
удалось спрятаться так, что их не нашли.



Эли Бар-Яалом. Хайфа, Израиль, май 2006.

Примечание: в тексте жирным шрифтом выделены цитаты из Н.Васильевой, а курсивом - стихотворение Ю. Михайлика "Гамала" (приводится полностью).
 

Эли Бар-Яалом
IP записан
 
Страниц: 1 ... 8 9 10 11