Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Христианская традиция и современная культура (Прочитано 2453 раз)
05/11/03 :: 1:02pm

Раиса   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
По моему, этот хвост предыдущего треда надо вынести в отдельный тред

Ertuile:
К слову: чернуха - далеко не единственное, что можно сделать лёгким способом прославиться. В перестроечную эпоху нечто подобное было сделано с христианской идеей. Помню, как моего отца взбесил фильм "Покаяние". А затем библейские образы стали пихать в свои песни , кстати , не самые бездарные представители русской рок-сцены (те же БГ с Шевчуком). И под конец это стало штампом. 
Воть и всё, пожалуй... 

Раиса:

А чем же плох фильм "Покаяние"? В свое время мне он очень понравился. 

Ertuile:

Насчёт "Покаяния" я, наверное зря, мне этот фильм пересмотреть надо. Просто некоторые образы из этого фильма очень быстро вышли в тираж. Потом была какая-то поделка (название, к сожалению, забыла) про БББ - "Бог , Бетховен, Битлз" и про юношу, распинаемого на кресте. Вот это уже была пошлятина. 

Элхэ Ниэннах:

(пожимая плечами) Очень люблю песни Шевчука и БГ, в том числе и с "христианским" уклоном, и не вижу никакого опошления идей христианства в этих песнях, и неуместности используемых, из христианства заимствованных, образов в них - не вижу. В конце концов, многие века поэты, художники и писатели "пихают" в свои произведения библейские образы. Есть такая вещь - культурная традиция. Да и, насколько я не знаю, Шевчук - действительно христианин, человек искренне верующий (за БГ не поручусь, потому и не говорю о нем); за что ж его так?
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #1 - 05/12/03 :: 7:47am
Лапочка   Экс-Участник

 
Нам в университете очень рекомендовали прочесть Библию, чтобы действительно понимать литературные произведения Запада. Потому что западная литература, особенно прошлых столетий, так и пестрит ссылками на Писание. Без знания Библии многие сюжеты просто невозможно глубоко понять, а восприятие других сюжетов сильно обедняется. Это только в литературе и уже не говоря о живописи и скульптуре, которые насквозь пронизаны библейской символикой.

Конечно, никакой монополии на библейскую символику христиане не имеют. Это культурное наследие всего "Закатного края", да и всего мира. Атеисты, агностики и богоборцы применяют это символику и мыслят библейскими образами не реже, чем большинство современных христиан.

В СССР религиозная традиция после революции прервалась, и ссылки на Писание и библейские сюжеты стали неактуальными и нежелательными. После "перестройки" ситуация опять поменялась, и всё в творчестве стало возвращаться на круги своя. И аминь:-)
 
IP записан
 
Ответ #2 - 05/12/03 :: 1:51pm

Айриэн   Вне Форума
При исполнении
Россия, Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 571
*****
 

В тексте, конечно, могут быть использованы библейские образы. И это может быть пошлятиной. О таких произведениях вообще, имхо, говорить нечего, см. Притча о Натуральном Дао и Просветленном Пофигисте. Пошлятина - это в любом случае не есть хорошо и не есть для умных людей, кои, насколько я ведаю, здесь собираются. И пошлятину можно сделать из чего угодно - из Библии или из другого текста.

Еще может быть - не пошло, но неуместно. Тогда это, наверно, тоже плохо.

А может быть та ситуация, о которой говорит отец Александр Мень: "Христос может присутствовать и там, где Его имя не называется. И напротив, там, где Он, казалось бы, назван, присутствует не Он, а его антипод". - не глупо, не пошло, красиво и грамотно, но библейские образы автором переосмыслены так, что произведение искусства не является христианским по духу, не несет в себе христианской идеи, а то и несет прямо антихристианскую. Тогда стоит рассудить так: для христиан последнее (переосмысление в антихристианском духе или кощунство), разумеется, плохо, но ведь никто ж не заставляет христиан любить это произведение искусства! Можно в таком случае вежливо высказать автору или спорящему поклоннику, чем оно читателю-христианину не нравится,  - именно вежливо! - спокойно объяснить, что находишь неправильным, если понадобится, внимательно выслушать аргументы того, кому нравится эта вещь, и просто не любить это произведение искусства. Без фанатизма и мордобития. 

Образы и идея  - это разные вещи. А Лапочка тут права - без Библии большая часть европейской культуры, даже не христианской по духу, будет темным лесом. Потому что с начала христианства эти образы так или иначе берут и используют. Каждый в своих целях.
 

И ты был слаб, и ты был глуп, но все мосты сожжены,
Их не вернуть, они не смотрят назад.
И ты встаешь, и на плечах твоих рассветы весны,
Как генеральские погоны, лежат.
(Олег Медведев)
IP записан
 
Ответ #3 - 05/12/03 :: 11:52pm

Fillyjonk   Вне Форума
Матерый

Пол: female
Сообщений: 315
****
 
Насчёт Библии и европейской культуры полностью согласна. Причём не только собственно текста писания, но и всех "наслоений" религиозной культуры, образовавшихся за последующие века. В скобках: всё то же самое применимо  и к античной традиции.
Можно сказать, что вся современная европейская культура, таким образом, является наследницей христианской традиции. Но, по-моему, сейчас идёт речь о том, как отражаются в ней библейские образы и библейская философия - в виде прямых цитат, а не образов и "архетипов" (Архетипы-то небось и трудах Ленина найти можно).
 
IP записан
 
Ответ #4 - 05/13/03 :: 4:04am
Лапочка   Экс-Участник

 
По моим (ограниченным) наблюдениям, библейская символика очень сильно присутствует в американской культуре. Она началась с пуритан, которые понимали себя и свой приход в Массачуссетс как пришествие богоизбраного народа в Землю Обетованную. С самого начала их писатели и поэты, а также писательницы и поэтессы, которых было на удивление много, приписывали буквально каждому происшествию в их новой родине на Plymouth Plantation параллель из Библии. Это доходило до абсурда. И доводило до непоправимого вреда, особенно когда произошёл конфликт с индейцами и этих язычников метафорически приравняли к амалекитянам и другим врагам богоизбранного народа и самого Бога. Результат для  нерасполагающих огнестрельным оружием язычников нетрудно себе представить. Эта метафорика сохранилась в американской культуре и с лёгкой руки их культурных деятелей держалась аж до 20го века, а теперь, похоже, опять возрождается. Вот так, к примеру, отражаются библейские образы определённого типа в христианской культуре.

2Эовин: "не глупо, не пошло, красиво и грамотно, но библейские образы автором переосмыслены так, что произведение искусства не является христианским по духу, не несет в себе христианской идеи, а то и несет прямо антихристианскую. " - последнее интересно. А Вам не приходит в голову пример такой книги? То есть чтобы антихристианский мессидж сопровождался христианской символикой?
 
IP записан
 
Ответ #5 - 05/14/03 :: 5:01pm

Айриэн   Вне Форума
При исполнении
Россия, Санкт-Петербург

Пол: female
Сообщений: 571
*****
 
Лапа, да не обязательно так резко - антихристианский месседж с христианской символикой. Хотя может быть и такое: скажем, Маяковский называет поэму "Тринадцатый апостол" (потом она стала называться "Облако в штанах", и это, имхо, удачнее), но сам комментирует одну из частей этой поэмы как "долой вашу религию". А может быть "нехристианская идея с христианской образностью". "Иуда Искариот" Андреева. Образы и сюжет - библейские, а оправдывать Иуду - с точки зрения многих конфессий христианства неправильно и не по-христиански.
 

И ты был слаб, и ты был глуп, но все мосты сожжены,
Их не вернуть, они не смотрят назад.
И ты встаешь, и на плечах твоих рассветы весны,
Как генеральские погоны, лежат.
(Олег Медведев)
IP записан
 
Ответ #6 - 05/15/03 :: 6:11am
Лапочка   Экс-Участник

 
:-) Вот тут-то и зарыта псина. Большая такая. Потому что "не по-христиански" строго говоря только то, что прямо нарушает заповеди. Типа если кто призывает ненавидеть или убивать, или не придаёт значения любви и состраданию. Все остальные трактовки необщи и расплывчаты до острой вредности, они - от лукавого, а скорее - от догмы. То есть это с точки зрения догмы Иуда - ходульный плохой парень, а чисто по-человечески не возбраняется попытаться его понять, если и не оправдать.

"А может быть "нехристианская идея с христианской образностью"." - Вот на это как раз все имеют полное право. Библейские образы - это общее культурное наследие, оно всемирное, и "не любить" такие произведения из принципа не стоит. Ведь писатель живёт в мире, на котором очень сильно отразилось христианство, и он имеет полное право высказать всё, что он об этой вере думает, новое или старое, хорошее или плохое, и использовать для этого библейские образы. Эти отклики надо бы ценить, это взгляд со стороны.
 
IP записан
 
Ответ #7 - 05/21/03 :: 10:44pm

Fillyjonk   Вне Форума
Матерый

Пол: female
Сообщений: 315
****
 
Лапочка: насчёт американской - согласна. К примеру, та часть "Песни о Гайавате", где говорится о миссионерах, да и Мелвилл- христианской символикой и библейскими паралеллями у него всё пронизано ( хотя говорить об его "ортодоксальности" довольно сложно )
 
IP записан