WWW-Dosk
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl
Middle-Earth >> Люди, эльфы, гномы и все-все-все... >> Возвращаясь к могилкам...
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=776

Сообщение написано Элхэ Ниэннах в 04/21/02 :: 7:16am

Заголовок: Возвращаясь к могилкам...
Создано Элхэ Ниэннах в 04/21/02 :: 7:16am
...вернее, к погребальным обрядам.
В свое время я уже задавала вопрос о погребальных обрядах у Элдар. И так и не получила вразумительного ответа.
На всякий случай, сразу говорю, о чем мне рассказывать не надо:
- Хауз-эн-Эллет (могила Финдуилас; курган);
- смерть Феанаро;
- могила (скорее,склеп) Финголфина на вершине горы;
- Хауз-эн-Ндэнгин (та самая мрачная братская и не очень могила после Нирнаэт).
Меня интересуют мнения не только и не столько по профессорским текстам (в которых практически ничего нет на эту тему), сколь IMH-и. Желательно, по I Эпохе (Мертвые Болота не предлагать!).

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Мяулька в 04/21/02 :: 8:29am
...почти полшестого утра, а это значит, что у Мяульки в мозгу созревает очередная чертовщина... Да-да, Первая Эпоха... кхм... и чтобы не Профессорские тексты... К сожалению (или к счастью для уважаемой публики), я не присутствовала при предыдущем обсуждении, но уж если имхи приветствуются, то... :)
...Я вижу небольшую грустную процессию, море живых цветов и прекрасного покойника. Здесь и начинается самое интересное для меня - религиозный оттенок... Если Валар для них были чем-то вроде языческих богов для нас, то во имя кого Элдар творили свой похороный ритуал? Если это был Мандос, то как ему поклонялись - возможно, он был кем-то вроде Анубиса для древних египтян...? В связи с этим по ассоциативной цепочке Мяулька добралась аж до бальзамирования...

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Тэсса в 04/21/02 :: 3:57pm
А может быть, погребальные костры?

Заголовок: не во имя, но ради...
Создано Фирнвен в 04/21/02 :: 6:32pm
Приветствую.
Хотели имхов? Так у меня только имхи и есть...

Эльдар не творили обрядов во имя кого-то из Валар, или, чего доброго, Эру: Валар не есть боги, а погребальный обряд во имя того, кто есть сущность жизни - по меньшей мере большая странность. Вот вспомнить во время погребения или поминовения кого-то из Валар - возможно: например, "пусть Намо примет тебя, и слезы Ниэнны омоет твою скорбь".
Погребальные костры? Да, и довольно часто. В особенности у нолдор, в особенности после относительно крупных битв. ИМХО. ИМХО,  в случае гибели воина - чаще всего.
Курган? не всегда. Далеко не всегда, разве только иметь в виду некий "общий" курган или холм, он же место погребальных костров.
И еще... впрочем, не стоит, наверное. Элхэ, я скоро буду в Москве, если хочешь - встретимся, расскажу, как я это помню.
А что тебе такого сказали о кэрне Финголфина, что ты о нем даже слышать не хочешь?

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Sabrina в 04/21/02 :: 8:54pm
Во-первых, мне кажется что именно курган был не столь уж редким явлением. Добавим к тому, что здесь уже упомянуто: над телом Глорфинделя возводят курган из камней. Берен, явно во многом воспитанный в эльфийских традициях, возводит курган из камней над могилой своего отца. Курганы именно каменные, а не насыпные, в этих случаях могут быть связаны и с тем, что нет времени и сил на что-то другое. Камнями, вроде бы, обладывают и могилу Финрода на Тол-Сирион.
С другой стороны, Белега хоронят в "неглубокой могиле", а рядом с ним кладут его лук (есть ли еще упоминания о том, что в могилу клались какие-то предметы, оружие?)
Похоже, что существовали традиции поминальных плачей, или вообще поминальных празднеств. Беженцы из Гондолина устраивают поминальное празднество в память о погибшем городе, и поют там в том числе песни в честь Глорфинделя.
Эльфы, присутствовавшие при погребении Турина, складывают поминальный плач о детях Хурина.
Обычай погребальных песен вроде бы существует и у эдайн: так, когда хоронят Морвен, то присутствавшие при погребении "пели на древнем языке похоронные песни, сложенные давным-давно для тех людей их народа, кто пал во время Похода, далеко за Горами."
Никаких обрядов во имя Валар или Эру конечно же не существовало - у эльдар нет регилигии в нашем понимании.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Фирнвен в 04/22/02 :: 1:21am
Погребальные песни и плачи, конечно же, существовали. Это даже не столько часть обряда, сколько часть существования - от необходимости как-то выражать свои эмоции, чтобы они не сожгли тебя. Не было этих плачей только тогда, когда от горя не было сил петь или плакать (пример приводить не буду, его в соседнем треде уже поминать устали).
Собственно, это явление могло быть и частью большего - того, что Сабрина назвала поминальным празднеством, а я привыкла "переводить" словом "тризна".
Что же до кэрнов... ИМХО, это вариант для тех случаев, когда, например, невозможно сделать нормальную могилу или сложить костер. У Берена не было такой возможности, в случае с Глорфиндэйлом - тоже.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Элхэ Ниэннах в 04/22/02 :: 5:18am
"А что тебе такого сказали о кэрне Финголфина, что ты о нем даже слышать не хочешь?"
Тас, пойми меня правильно: меня интересовало то, чего нельзя найти в текстах. А это в текстах - есть.
А в Москве мы можем поговорить, конечно - но у меня есть некоторое подозрение, что эта тема интересна не только мне... а?

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано R2R в 04/22/02 :: 6:25am
Имхо, могли и в лодке по течению отправлять. В единичных случаях, не после массовых битв, конечно.
Да, конечно, это я похороны Боромира вспомнила, и эпоха совсем не Первая. Но мне этот обряд именно что и показался очень эльфийским и архаичным, что ли. Отдать тело Великому Морю.
Хотя первое, что предлагает (и отвергает, поскольку на это нет времени) Леголас, это выкопать могилу, второе - насыпать курган из камней.
Погребальная ладья - идея Арагорна, и он говорит "Пусть Андуин примет павшего воина. Великая Река Гондора сама позаботится о нем, и никто не осквернит его праха".
Вот этот мотив "чтоб ничто не осквернило праха" силён в большинстве похоронных обрядов у Толкина.
Исключение - Белег, похороненный в неглубокой могиле, - связано опять же с невозможностью похоронить его как положено.

Эльфы точно знают, что воскреснут. И те, кто жив, знают, что умершего ждет не неизвестность, а возрождение в Благословенной Земле. Понятно, что эльфийское восприятие смерти должно сильно отличаться от человеческого, но вот каким оно может быть?

Может быть, для эльфа "жив" = "растворён" в мире, а смерть - момент "фокусировки"? Для людей-то наоборот, "жив" = "в фокусе".

2 Мяулька: бальзамирование, по-моему, отпадает в полуфинале. "Море живых цветов" -  тоже: если цветы сорванные, то это как-то не по-эльфийски, опять же имхо. Разве что один сорванный, сломанный цветок - как символ. И то этого много, если учитывать отношение эльфов ко всему живущему.

А, еще штрих - на могиле Глорфиндэла "и по сей день цветут золотые цветы".

Заголовок: Элхэ и R2R
Создано Фирнвен в 04/22/02 :: 10:03am
Элхэ: а как же, интересна... надо ж знать, только чует мое нутро, что, если мы состыкуемся в Мск, то говорить будем о чем угодно, только не о том, о чем планируем. :-)

R2R.
Цветы росли на курганах и возле кэрнов сами, их не надо было рвать. Словно сама природа чуствовала нашу печаль.
Что же до отншоения к смерти, то заводили уже где-то тут этот разговор... Слишком многие нолдор Первой эпохи не могли быть уверены в возрождении - скорее уж в вечном пребывании в Чертогах. Это не знание, а надежда, на которую способны были, увы, не все. Так что и для нас это было - почти навсегда. "Почти" - только потому, что надежда все-таки существовала.
Так я знаю, что не встречу более того, кому клялась в верности - но надеюсь, что увижу...

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Мяулька в 04/22/02 :: 7:36pm

Цитировать:
2 Мяулька: бальзамирование, по-моему, отпадает в полуфинале. "Море живых цветов" -  тоже: если цветы сорванные, то это как-то не по-эльфийски, опять же имхо. Разве что один сорванный, сломанный цветок - как символ. И то этого много, если учитывать отношение эльфов ко всему живущему.  

R2R, говоря о море живых цветов, я ни в коем случае не имела ввиду всяческие букеты и венки... разве можно сорванные цветы назвать живыми? Это был, скорее, некий отпечаток с изнанки моего мозга... Просто когда Элхэ Ниэннах спросила, какими мы видим эльфийские погребальные обряды, я просто закрыла глаза и тут же увидела эту картину - печальную, но не мрачную... полную светлой грусти... А потому и похороны должны были быть в местах, залитых светом и наполненных цветением прекрасных растений.

А почему все отвергли идею бальзамирования? Ведь если этот факт нигде не упомянут, это исчо не значит, что он не имел место быть. Согласна, эльфийские представления о смерти должны отличаться от людских, а вот обряды во многом кажутся мне схожими - те же могилы, костры, склепы, а уж обычай отправить тело по течению реки вообще идентичен обряду викингов... Так почему бы эльфам не заботиться о внешности покойного, тем более, с их болезненной любовью к красоте? Всё могло быть...

Последнее изменение: Мяулька - 04/22/02 на 16:36:51

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано R2R в 04/23/02 :: 11:28am
Фирнвен, я именно это и хотела сказать - цветы над могилой Глорфиндэла выросли сами.

Мяулька, но ведь смерть эльфа практически всегда неестественна, насильственна. И у тех, кто его хоронит, может и не быть сил, времени, возможности искать достаточно красивое место. Может быть, еще и поэтому - огонь?

Мне вообще кажутся парадоксальными слова "эльфийские погребальные обряды" - хотя понимаю, что эльфы в Средиземье постоянно погибали, и обряды какие-то вроде как должны быть. Опять-таки, что было сильнее - "традиция" или "наиболее уместное действие" по ситуации?

Опять нужно спрашивать "почему" и "зачем", и идти уже от этого.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Фирнвен в 04/23/02 :: 12:22pm
Скорее, традиция. Если было время и возможность, мы предпочитали проститься с теми, кто ушел к Намо. А огонь... Огонь - это красиво. Огонь  был еще и одним из символов доблести и ярости, одним из символов души нолдор, потому для воина-нолдо огненное погребение павших товарищей и могло стать предпочтительным.

Заголовок: "Краткие сообщения Института археологии"
Создано Kireth go-Haladin в 04/23/02 :: 10:29pm
Всего понемножку по этой безусловно важной теме:


1. Сооружение.

_Каменные_ (полностью) курганы обычно насыпаются в той местности, где с
остальными видами грунта еще хуже. Под каковое определение вполне подходят
и горы Гондолина и "горные болота" Дортониона. И насыпать их совершенно не
легче, поверьте мне, знакома я со впечатлениями тех, кто их раскапывал, и
этопри том, что "ломать - не строить"...
Другое дело - каменные _элементы_ в конструкции в целом земляного кургана:
слой, обкладка, вал... Как мне представляется, применяются, если: 1) курган
довольно крупный (дабы не расползался) 2) курган специално задумывался как
сложное архитектурное сообружение, а не способ в кратчайшие сроки
похоронить максимальное количество убитых. Была ли такая, с позволения
сказать, "архитектура" у эльфов? Не знаю. И не уверена - тем более, что у
эльфов погребение в превосходящем количестве случаев связано с ситуацией
войны, а следовательно, недостатка времени и сил на что-то "небоевое". (То
же, наверное, накладывает отпечаток на вопрос "могли ли приходить на
могилу" - была бы возможность...)

Кстати, как думают присутствующие - было ли как-то отмечено место гибели
Феанора? Сведений таких нет. А домыслы?

2. Обряд в целом.

Бальзамирование однозначно исключается. О сохранении красоты заботятся _у
живого_. Вмертвое тело душа уже никогда не вернется и никакое сохранение
его облика ей не поможет.
Вообще заметим, что смерть изначальна _анормальна_ для эльфа, и, как мне
кажется, несмотря немалую частоту этой напасти в Первую Эпоху, так и
остается им. Поэтому нет (и не может, наверное, быть) единого общепринятого
обряда. Сответственно, могут быть и могила, и курган, и ладья, и костер - а
что именно определяет 1) ситуация 2)личные мотивы, а что в большей степени
- не знаю.

3. Прочие элементы.

Инвентарь. "Товары в дорогу" не нужны - душа добирается до Мандоса сама и
быстро. Но у каждого могут быть "свои" вещи, к которым и при жизни никто
другой практически не касался. У воина - оружие, остальные случаи тоже
легко додумываются. Могут ли брать ту или иную вещь "в память"? Турин
(человек,воспитанный в изрядной степени у эльфов) по настоянию Гвиндора
(эльфа) берет меч Белега, хотя лук остается в могиле...

Плачи. Не упомянут покуда пресловутый плач по Белегу (все того же Турина,
обоснования см. выше), который стал.... боевой песней. Судя по контексту -
и эльфов, и человеков. Советую на досуге представить.

Отношение к смерти. Практически все высказавшиеся в чем-то правы. Да, нет
твердой уверенности в возрождении, и сие печально. И все-таки...
Скорбь по покойному всегда укладывается примерно в два положения - "бедный
он" и "бедные мы". И вот категория "он" должна-таки немного больше
расцвечиваться тем, что _он_есть_. Где-то и как-то, но есть. Даже ближе к
Благословенной Земле, чем все присутствующие, хотя и в весьма своеобразном
месте.

..Кстати, о месте пребывания. Пресловутая цитата о неупокоенных душах, не
пошедших на призыв Мандоса. Насколько, как считают присутствующие, такое
может быть характерно для Первой Эпохи? Могут ли это чувствовать близкие
умершего?

4. Большая имха ака реконструкция.

Вот вам один всего один конкретный случай из категории "так представилось".

Могила того Денетора, что пал еще до восхода Светил на Амон Эреб.

Там, надо думать, и похоронен. То есть это, наверное, не курган, а просто
могила на горе, недалеко от вершины, но все же не на самой высокой точке.
На ней (вот странность, пишу как представилось) стоит камень. С надписью.
Весьма простой - "Здесь лежит Денетор". Судя по тому, что есть надпись, не
исключено, что ставили его уцелевшие сородичи, уже переселившиеся в Дориат
и познакомившиеся с киртом. Коим не лень было дойти сюда еще раз. Почему
нет? Сказано, что именно это племя так почитало своего павшего корола, что
нового выбирать не стало. И еще, возможно, есть дата - уж не знаю, гибели
или установки камня.


Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Sabrina в 04/23/02 :: 11:29pm
***Кстати, как думают присутствующие - было ли как-то отмечено место гибели
Феанора? Сведений таких нет. А домыслы?

Не было (отмечено)


Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Tay Iceheart в 04/25/02 :: 6:58pm
Имха про Фэанора - нет, не было отмечено.

Заголовок: Об отдаче тела морю
Создано Темный Менестрель Гэлмор в 04/25/02 :: 10:13pm
ИМХО, этот обряд был разпостранен в потомков Нуменора и Гондорцев.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Amarie в 04/25/02 :: 11:19pm
Не было у Феанаро могилы. Потому что он - "гражданин мира" и нет у него конкретного места упокоения.
Потянуло меня на высокие штили... :)

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Tay Iceheart в 04/26/02 :: 7:26pm


Цитировать:
Не было у Феанаро могилы. Потому что он - "гражданин мира" и нет у него конкретного места упокоения.
Потянуло меня на высокие штили... :)


Хм-м... могила - место, в котором покоится тело, так? А с этим у Фэанора как-то было затруднительно, так что дело, наверное, не в гражданстве а в банальном отсутствии тела для захоронения, э?

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано R2R в 04/27/02 :: 1:20am
"Сильм" говорит нам о гибели Феанора следующее: "Then he died; but he had neither burial nor tomb, for so fiery was his spirit that as it sped his body fell to ash, and was borne away like smoke; and his likeness has never again appeared in Arda, neither has his spirit left the halls of Mandos". Что в гиль-эстелевском переводе звучит как: "Затем он умер; но нет у него ни могилы, ни гробницы, ибо столь пламенным был его дух, что, едва он отлетел - тело Феанора стало золой и развеялось, как дым; и подобие его никогда не появлялось в Арде, а дух не покидал чертогов Мандоса".

Итак, могилы, как место, где похоронено тело, нет. Гробницы тоже нет. Остается маловероятный шанс, что на месте его гибели мог быть поставлен памятный знак... но имхо, это вошло бы в предания. А оно не вошло - значит, скорее всего, не было. Кстати, место это можно было определить с некоторой точностью (до затопления Белерианда, естессно), по следующим ориентирам: 1) локация последней битвы Феанора 2) перевал через Eithel Sirion 3) начало тропы через этот самый перевал 4) точка, с которой видны пики Тангородрима, если они видны там не с любой точки.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Amarie в 04/27/02 :: 1:47am


Цитировать:
Хм-м... могила - место, в котором покоится тело, так? А с этим у Фэанора как-то было затруднительно, так что дело, наверное, не в гражданстве а в банальном отсутствии тела для захоронения, э?


Протестую! А прах собрать в урну? :) Очередная бредовая гипотеза... ;)

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Тэсса в 04/27/02 :: 2:18am
Даже если прах разлетелся по ветру, можно было бы хоть место гибели отметить. Не отметили. Интересно, почему? "Феанор жил, Феанор жив, Феанор будет жить" - так, что ли? ;) Есть гипотезы?

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Морте в 04/27/02 :: 2:26am
" свое время я уже задавала вопрос о погребальных обрядах у Элдар"
...Толкиен - христианин, значит Эльдар - монотеисты. Таким образом - тело ДОЛЖНО быть предано земле... таким образом - только трупоположения. А если есть трупосожения - значит крайний случай.

Заголовок: Мортэ
Создано Элхэ Ниэннах в 04/27/02 :: 5:49am
"...Толкиен - христианин, значит Эльдар - монотеисты. Таким образом - тело ДОЛЖНО быть предано земле... таким образом - только трупоположения. А если есть трупосожения - значит крайний случай."
Честно говоря, я не вижу, как одно вытекает из другого. То есть (поясняю), я не вижу, как предание тела земле вытекает из монотеизма. Нуменорцы тоже были монотеистами - тем не менее, существует Долина Королей (при вполне еще верных Королях). Гондорцы - монотеисты; Б-г с ним, с погребальным костром Денетора, он сам говорил - "как короли-язычники"; но тело Арагорна, сколь я понимаю, вовсе не было предано земле. А погребальная ладья  Боромира? Или Арагорн, вкупе с Леголасом, был язычником? А (прости, Тась) тело Финголфина, отнюдь не похороненное в земле?..



Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Мяулька в 04/27/02 :: 6:39pm
Хм... давненько я сюда не заходила.
Ладно, бальзамирование "проехали" - убедили вы меня, отступаюсь :) С разнообразием погребальных обрядов тоже всё ясно. А вот что случилось с беднягой Феанором, вернее, с памятью о нём? Сдаётся мне, раз в преданиях об этом ничего не сказано, то здесь явно ничего хорошего не кроется... Может быть, и был какой-нибудь памятный знак, но позднее (неизвестно насколько позднее) этот знак уничтожили те, кто затаил в сердце злобу на Феанора, те, кто считали, что если бы не он, какого океана крови удалось бы избежать ??? ??? ???

Есть и в мировой истории аналогичные прецеденты, например, отсутствие тел фараонов в больших каирских пирамидах - их разграбили вовсе не охотники за сокровищами в 19м веке, а древние египтяне практически сразу после крушения этой династии... Египетский народ таким образом захотел отомстить за всю жестокость и лишения, причиненные ему покойными правителями, а поскольку уничтожить пирамиды было не в его силах, он уничтожил мумии...

Но это всего лишь мои домыслы, правда, уж очень мрачные... Срочно опровергайте меня, а то уже самой страшно стало!

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано R2R в 04/27/02 :: 11:48pm
Мяулька, насчет места смерти Феанора. Рекомендую взглянуть на карту Белерианда, чтоб понятней было.
Это произошло у начала подъема к перевалу через Эред Вэтрин, причем с северо-восточной стороны - со стороны Ард Гален. Тангородрим - в зоне прямой видимости. Разбитые под Ангбандом нолдор отступали через Ард Гален в Митрим. Что характерно, сразу после смерти Феанора к его сыновьям является посланник Мелькора и предлагает переговоры, мир и поделить сильмариллы. Из чего (и из всех обстоятельств по Сильму) можно заключить, что эти земли контролировал как раз Мелькор. А в горах обитали орки, в немалом количестве. Ставить там памятный знак, во-1, некогда, враги идут по пятам. Во-2, сколько он там простоит (хотя бы по мнению нолдор)?
Так что (имхо) это было не нежелание, а невозможность отметить место гибели Феанора.
Опять-таки, как ставить этот знак? Выбивать что-то на камне? Идти туда для этого военным походом? Или партизанским отрядом, тащить каменную плиту? Нереально. А место, скорее всего, было приметное, свидетелей было множество. Могли просто оставить это дело на "до победы".

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Мяулька в 04/28/02 :: 4:05am
R2R, о, слава Эру! Почему-то мой воспалённый мозг первым делом начал искать злодеев в своём отечестве... бррр... ну конечно же, вражеская территория... :)

Хммм... а почему же, если оставили на "до победы", почему же ничего не сделали? Забыть - не могли... Сочли, что Феанор не нуждается в "материальной памяти"? А ведь и правда, если о нём помнят такое безумное количество лет без всякого памятника?! Эхххх, эльфийская мудрость! Должно быть, просто знали они, что не забудут никогда... ???

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано R2R в 04/28/02 :: 4:54am
Мяульке: Потому что в результате окончательной и бесповоротной победы Западный Белерианд затонул. :(

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Мяулька в 04/28/02 :: 5:41am
R2R, затонул-то он затонул... а может всё равно не было знака, если мудрость, интуиция, если могли знать, что это должно произойти ???
Мда, меня явно не устраивают рациональные объяснения - всё чертовщины какой-то ищу, сверхъестественного... :) Эх, воспалённый мой мозг!

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Морте в 04/29/02 :: 1:57am
Вот, что имел ввиду... Толкиен христианин - значит погребальный обряд у Эльдар только христианский - другое - в исключительных случаях.. сожжения, ладьи и прочее..

Заголовок: КСИА, вып. 2
Создано Kireth go-Haladin в 05/01/02 :: 2:25am
Спасибо R2R, в виду имелось действительно некая "отмеченность" места, а не то, где это "трупосожжение на стороне" находится физически (ответ: везде. куда ветер долетит).

Каирн: все-таки "преданием земле" считается помещение в любую доступную в данный момент почву/породу. В скальный грунт в том-числе.
А также - помещение тела в закрытую со всех сторон гробницу/гроб/саркофаг etc. Вспомним хотя бы Софию Новгородскую или королевские грьницы в Сен-Жермен. А также - вообще положение его в некое место где "живые здесь не ходят" (Киево _Печерская_ лавра). Это к вопросу о гондорских гробницах, в частности.
А в том, что выше помянутое надгобное сооружение воздвигается еще и по принципу "чтоб враги не осквернили", нет, имхо, ничего анти-монотеистского. Даже наоборот. Тело - тоже часть Творения.


Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Фирнвен в 05/01/02 :: 4:39am
Прошу простить, что отчасти повторю сказанное выше.

Из того, что Толкин был ревностным католиком, еще не следует то, что эльдар были христианами: они таковыми не были.
Из монотеизма еще не следует обязательное закапывание тела в землю: примеров в истории до злой тучки (примеры из христианства уже приводились).
А теперь собственно об эльдар. Точнее, о нолдор.

Если вдуматься, кого в основном хоронили? Воинов. Погибших в бою. Время такое было, что тут сделаешь... А сложить для погибших в бою друзей погребальный костер - оно _правильнее_, чем закапывать их в землю и сверху еще тонну земли насыпать. Курган можно насыпать, если очень нужно, и над местом погребального костра. Правильнее это...
А еще можно посмотреть с такой точки зрения: во всех человеческих религиях (и в христианстве среди прочих!) способ погребения идет от представлений о загробной жизни, как правило - весьма смутных. Отсюда и табу на тот или иной способ захоронения, и традиция погребальных даров, и прочее. Эльдар, в отличие от людей, совершенно точно знают, что ждет их после смерти. Для фэар эльдар не имеет решающего значения, положат ли в могилу еду, да и будет ли она, эта могила.
И еще одно соображение - кажется, уже упоминавшееся. Костер - самый верный способ сохранить тело от осквернения. Им, фэар, может быть, и все равно, а вот нам, еще живым...

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Тэсса в 05/02/02 :: 3:26pm
Мне огненное погребение кажется более вероятным. Хотя есть одна загвоздка: дрова. Как Эльдар решают эту проблему?

Заголовок: О дровах
Создано Фирнвен в 05/13/02 :: 12:34am
Точно так же, как и проблему с дровами для нужд менее скорбных и не столь возвышенных: рубят. А еще есть такая штука, как уголь. Благо дрова в количествах, потребных для организации погребального костра на N персон нужны были, слава Эру, нечасто.

Заголовок: Дрова - маленькое уточнение:)
Создано Одна Змея (Натали) в 05/13/02 :: 2:11am
Тас, я вообще-то не столько против огненного погребения, сколько про уголь.:) Дело в том, что он без дров не горит.:) Т. е. уже что-то должно гореть, хоть пожар, чтобы уголь загорелся.:)

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Фирнвен в 05/13/02 :: 10:37pm
Так некоторое количество дровей найти можно, разве не так? :)

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Элхэ Ниэннах в 03/30/14 :: 6:19pm
Во исполнение обещания - про мумии.

Камрад Стрела ака Александра Хохлова  заказала пост про мумии. Поскольку я пристально интересовалась этим вопросом в связи с текстами нашего дорогого Профессора, мне очень даже есть что сказать.
Натурально, тех, кому тема не по душе (по любым причинам) настоятельно прошу дальше не читать, а особенно же — не смотреть.
Итак, очень грубо: мумии бывают двух сортов — сохранившиеся естественным образом и подвергшиеся искусственной мумификации. В силу изначальной специфики вопроса, костные останки и «мощи», которые зачем-то тоже называют мумиями, не рассматривались вообще — потому что, помните же, в гробнице Гондора мумии прежних королей и правителей лежали «как живые». И мне страх как интересно стало, как же оно получилось такое.
Итак, по всей логике, чтобы идея сохрания тел нетленными пришла в голову, должен был существовать какой-то пример оного нетленного тела.
А потому начнем мы с того, что получается естественным путем — то есть, то, что называется «натуральной мумификацией». Вариантов у нас есть четыре.
1. Жаркий и сухой воздух: таким образом получались, например, изначальные мумии Египта (до того, как в Египте дошли до идеи бальзамирования),  мумии индейцев Латинской Америки и "таримские мумии" (фото 1-5, правда, в обратной последовательности).
2. Холод - мумия Эци, экспедиция Франклина, гренландские мумии (фото 6-8)
3. Болото: все и всяческие «болотные люди» (фото 9-11)
4. Омыление (фото 12-13)
Из варианта №1 и произросли, собственно, египетские мумии (фото №14-15). Вдоволь насмотревшись на то,  что происходит с телами покойных в условиях сухости и жары, египтяне изобрели, в конечном итоге, свой способ бальзамирования — первоначально, насколько я помню, без удаления внутренних органов, затем с удалением оных и помещения их в канопы, плюс удаление мозга не слишком аппетитным способом. Далее тело, натурально, высушивалось в соли в течение 70 дней (рассказываю по памяти), умащивалось всеразличными бальзамами растительного происхождения, пеленалось и погребалось с соблюдением всех необходимых ритуалов, которые нам в контексте совершенно неинтересны.
С точки зрения нуменорских мумий тут «играет» только одна идея: Долина Королей находилась у подножия Менелтармы, погребали тела, возможно, в пещерах у подножия, отчего мы и получаем искомый сухой и жаркий воздух и высушивание тел. В Гондоре, в таком случае, старались воспроизвести полученный естественным путем эффект — как раз как древние египтяне.
Кто видел результат (египетские мумии), тот должен был заметить существенное изменение цвета кожных покровов и усыхание плоти. То есть, «лежали как живые» не получится никак.
Вариант №2 в некоторых случаях (прецедент экспедиции Франклина) дает эффект «как живые», в остальном же это то же самое высыхание тел, но при низких температурах. Фиг они есть в Нуменоре. А тела участников экспедиции Франклина в тепле начали разлагаться стремительно, как тот замороженный в вечной мерзлоте мамонт, почему их вернули на место изначального погребения, да там и оставили покоиться с миром. Как вы понимаете, ни для Rath Dinen, ни, тем более, для Нуменора такое не проходит: температурные условия не те.
Вариант №3 предполагает, в некоторых случаях, великолепную сохранность тел — хотя собственно тела все равно усыхают. Имеет место быть значительное изменение цвета кожных покровов под влиянием дубильных веществ. Не проходит в силу отсутствия болот и непредсказуемости результата: временами от тел остается, скажем, только дубленая кожа.
Вариант №4 чрезвычайно интересен тем, что до конца не исследован. Но именно по этому варианту проходит несколько нетленных тел христианских святых. Однако результат так же непредсказуем, как и в варианте №3, да и условия для последующего хранения тел должны быть особыми.
И тут мы постепенно переходим к собственно искусственному мумифицированию — бальзамированию, иначе говоря. Здесь у нас есть очень интересные варианты, и дедушка Ленин (фото №18) из них — не лучший.
Почему, собственно? - а потому что для поддержания мумии Ленина в презентабельном состоянии необходимо ребальзамирование и поддержание специальных условий. Сто очков вперед ему дает, к примеру, Пирогов (№19): там наблюдается незначительное высыхание тканей и потемнение кожных покровов, но, с другой стороны, никаких особых условий для сохранения тела не требуется уже более сотни лет.
Эвита Перон (№16-17) даст дедушке очков так двести. Я постараюсь коротко: процесс бальзамирования тела первой леди Аргентины длился около двух лет, после чего с 1955 и до 1974 года ее тело изрядно постранствовало, в течение некоторого времени было захоронено на кладбище (никаких особых условий), и к моменту возвращения на родину за исключением некоторых механических повреждений (не спрашивайте, как и откуда они взялись, не люблю эту историю) осталось совершенно неизменным. По всей вероятности, таковым и остается, но проверить это невозможно, поскольку Эвиту похоронили-таки по-человечески в склепе семьи Дуарте на кладбище Реколета (Recoleta Cemetery).  И ладно, речь не о ней, а то я долго могу распространяться на тему.
Еще один вариант мумифицированного тела, до последнего времени пребывавшего в превосходном состоянии без создания особых условий — тело Розалии Ломбардо (№20) из Катакомб капуцинов (Палермо). К сожалению, сейчас состояние тела заметно ухудшилось.
То есть, под имеющееся у нас описание нуменорских/гондорских мумий, по факту, подходит только Эвита. А такой вариант бальзамирования предполагает уровень знания химии, на средневековом уровне решительно невозможный.
Отдельно упомянем вариант тибетских мумий. Это «прижизненная мумификация», фактически, поскольку монахи перед смертью употребляли в пищу растения (в том числе, например, хвойные), способствующие посмертному сохранению тела.
Вынесу отдельно три малопонятных варианта.
- Мумия Синь Чжуй (№21). Непонятно, применялись ли какие-либо техники бальзамирования при захоронении этой 50-летней дамы, умершей в 168 году до н.э. Тело сохранилось весьма прилично, суставы подвижны, мышечная ткань эластична. http://zaberaj.ru/nauchnye-issledovaniya/zagadka-mumii-sin-chzhuj.html
- Пандито Хамо-лама XII Даши-Доржо Итигэлов (№22) - сами спрашивайте Гугль и читайте, что нашлось: информация противоречива, но, в любом случае, сохранность тела удивительна.
- Тело Св. Бернадетты (№23) — тут вообще всё мутно. Умерла она в 1879 году, первое обследование тела проходило в 1909 году, второе — в 1919 году, третье — в 1925 году; с тех пор покоится она в Лурде, никаких особых условий кроме того, что тело находится за стеклом; права, есть свидетельство того, что на руки и лицо св. Бернадетты наложены восковые маски.

Запомним эту идею: она полезна. Это — единственное вменяемое объяснение фразе «лежали как живые». Поскольку нам приходится отвергнуть вариант высокоразвитой химии (позволяющей создавать мумии класса мумии Эвы Перон), а вариант «при бальзамировании использовалась магия»  мы рассматривать не будем, ибо абсурдно, остается нам принять, что тела нуменорских и гондорских королей и правителей (все еще помнят, с чего я начала?) мумифицировались более-менее традиционными способами, а затем лицо закрывали посмертной восковой (к примеру) маской, а на кисти рук надевались такие же «футляры».
Остается в итоге вопрос — а зачем, собственно? Поскольку во всех традициях посмертное сохранение тела было намертво завязано на загробную жизнь и потенциальную возможность после местного конца света вернуться к новой жизни в бережно сохраненное тело, например. А в Нуменоре и Гондоре этого быть не могло.
Мне видится следующий вариант. Изначально тела, погребаемые у подножия Менелтармы, сохранялись от тления естественным путем. Усилия к сохранению тел начали прилагать тогда же, когда начались мечты о бессмертии и вечной жизни — то есть, после 2000-х годов II Эпохи. А вот в Гондоре это была просто традиция. Бережно хранимая нуменорская традиция, у которой идеологической «подложки» уже не было никакой. Гондор — земля традиций. Мертвых, в том числе. Завязанных на былое величие Империи Верных.
Очень сжато оно всё вот  так. Кто захочет подробностей - обращайтесь.
А фотографии (я гад, да) смотреть тут вот: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1450130818557292&id=100006811630097

Upd На самом деле, с Мордокниги форум фотографии брать не хочет, а искать еще раз по источника их у меня просто сил нет. И так больше двух часов провозилась. Сходите туда, посмотрите, кому интересно.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Элхэ Ниэннах в 04/01/14 :: 8:40am
И вот Стрела продолжила тему - правда, о мумиях вообще, но вдруг кому интересно. Несу.

Зацепились вчера с Natalya Vasileva языками о мумиях (не спрашивайте, почему девушки интересуются таким экстравагантным предметом, у всего есть вполне конкретные причины). Я расскажу кое-что на тему, но будут подробности, людям с живым воображением, может быть, не стоит читать дальше.

Само слово "мумия" неегипетское, оно из арабского языка, означает "смола, битум". Европейский мир узнали о мумиях от арабов, которые расковыривали тела усопших египтян, добывали из них "нечто, пропитанное смолой" и выдавали это за лекарство. В Средневековой Европе и в Европе Возрождения это средство было весьма популярно. Оставим за скобками как действенность самого средства, так и махинации и подсовывание доверчивым европейцам частей местных трупов, это отдельная история. Нам важно, что слово ввели арабы и что первоначально оно обозначало тела именно египетские, со всеми сопутствующими техническими и культурными атрибутами: тело мумии - пропитанное смолами, забальзамированное. Когда европейцы узнали и о телах, сохраняемых другими способами, они по инерции продолжили называть тела мумиями.

Если говорить о рукотворном создании мумий, способов изготовления несколько, и сейчас наиболее древними считаются мумии андской культуры Чинчорро, найденные тела датируют 9 тысячелетием до н. э. С усопшего снимали кожу, избавляли скелет от мышц, удаляли мозг, внутренние органы. Затем облепляли скелет глиной и возвращали кожу, на голову надевали волосяной парик. Смысл этих манипуляций обсуждается, есть версия, что носители культуры кушали мясо усопших сородичей, но, может быть, это было самым простым способом в тех условиях хоть как-то уберечь тело от разложения, а цель была чисто магическая. А может быть, сразу обе. По сути, это дальний прообраз таксидермии.

Чуть ниже пойдёт речь о настоящих, египетских мумиях, тру-мумиях, так сказать, но было бы нечестно не упомянуть, что сам метод хоронить кого-то, в особом месте и с особым отношением к усопшему практиковали уже неандертальцы эпохи мустьерской культуры (её закат - около 30 тыс. до н. э.). Представления человека о жизни после смерти развивались с тех далёких времён. Носители соседней будущему Египту натуфийской культуры - мезолитической культуры восточного Средиземноморья, 12 - 10 тыс. до н. э., - клали останки на ложе из раковин, в некоторых местах головы были отделены и хранились не рядом с телами. Могли положить труп на спину или придать позу эмбриона. тела оставляли или в заброшенных домах поселений, или в пещерах. Тело могли прижать камнями, или целиком, или зафиксировать в нескольких местах. Очевидно, не желали, чтобы покойники вставали и разгуливали свободно. Другие соседи будущего Египта, представители сахарской тенерийской культуры хоронили усопших уже с артефактами, орудиями труда, есть захоронение, в котором тела покоились, судя по останкам, на ложе из цветов. В это время уже активно развивается цивилизация в самой долине Нила. От фаюмской культуры В почти не найдено захоронений, но в единственной известной могиле тело женщины - в позе эмбриона и повёрнуто головой на восток. Южно-нильская бадарийская культура оставила захоронения, где прослеживается даже социальное расслоение, более зажиточных покойников хоронят отдельно от менее зажиточных. Именно эта культура по мнению некоторых исследователей дала начало мумификации - тела заворачивали в шкуры. К той же культуре относятся могилы с усопшими, упокоенными в корзинах. Ей наследовала культура Нагада (или Накада), включая Нагада-1 - Амратскую культуру, - в захоронениях которой тела в позе эмбриона и головой на юг, и Нагада-2 - Герзейскую культуру, к которой относят захоронения с женскими телами, обёрнутыми в лён и рогожку. Культуру Нагада-3 принято считать нулевой династией.

Идеи искусственной мумификации развилась на основе наблюдений за тем, что происходит с телами усопших в естественных для уже засушливого климата Египта условиях. Лишённые влаги в жарком сухом воздухе тела отлично сохранялись. На протяжении всей истории Египта этот способ упокоения остался доступным простому люду, по статусу и финансам не могущему позволить себе классическую мумификацию. Тело заворачивали в льняные пелены, и по-настоящему повредить ему могли только дикие животные. Если бы можно было обеспечить защиту от них, просто завёрнутое в лён тело и похороненное в песке тело вполне выдерживало испытание временем. Самым примитивным способом обработки тела, но всё-таи обработки, ещё в додинастике был такой: само тело заштукатуривалось и раскрашивались. Конечно, внутри слоя штукатурки тело разлагалось.

Тем не менее, искусство создавать ту самую, классическую мумию требовало множества навыков и было очень непростым делом. Все действия были строго ритуализованы, исполнены высокого магическоо смысла. Тело нужно было сохранить, чтобы усопший вернулся в него, когда наступит битва воинов Осириса - праведников - с демонами Дуата, в которой силы Осириса победят, и на земле воцарится вечная жизнь. Когда в прошлом Сэтх убил Осириса, боги рыдали, и их слёзы превратились в канифоль, ладан, мёд, и эти вещества использовались при подготовке мумий. С распространением деревянных гробов и кирпичных кладок для могил начали извлекать внутренние органы для лучшей сохранности тела, заменяя их специальными составами. Некоторые мумии делались с помощью того самого битума. Позже научились класть тела после удаления внутренних органов на 70 дней в соду или известь. Внутренние органы - печень, кишечник. желудок, лёгкие - промывались, а затем погружались в бальзамический состав в канопы. (Это тоже имело важное ритуальное значение, дети Гора - сына Осириса, победившего Сэтха в битве за корону Осириса и ставшего первым фараоном над Египтом, - Хапи (с головой павиана), Дуамутеф (шакал), Кебексенуф (сокол) и Амсет (человек) охраняли лёгкие, желудок, кишечник и печень соответственно. Эти боги считались выражением одной из сущностей человека: Амсет - ка, Дуамутеф - ба, Кебексенуф - сах (т. е. мумия), Хапи - сердце. Эти боги охраняли Осирса и также охраняли усопшего, "ставшего Осирисом". Вот до чего дошла демократизация культа, любой вельможа после смерти "становился Осирисом". Что касается детей Гора, совпадение их животных с животными Тота, Анубиса и самого Гора не случайно. Внутренности же в ряде случаев вынимали, отдельно обезвоживали и бальзамировали, после чего возвращали в брюшную полость мумии.) Уже после дегидратации тело обрабатывали нужными составами, пеленали, запелёнывали вместе с мумией амулеты, а над готовой мумией проводили обряд отверзания уст и очей, что давало возможность усопшему действовать, видеть и говорить в потустороннем мире.

Это бы самый дорогой и самый верный способ мумификации. Самое надёжное, с точки зрения египтян, средство сохранить тело для последующего возвращения. Более дешёвый вариант состоял в том, что покойнику в брюшную полость заливали кедровое масло, не удаляя ничего, затем затыкали входные отверстия и оставляли на продолжительное время. По истечении срока сливали образовавшуюся жидкость и готовили мумию. Для бедняков, как уже упомянула, был способ естественной мумификации, а позже заливали в брюшную полость сок редьки.

Изначально право на мумификацию имели только избранные, позже произошла демократизация культа - это коснулось не только права на мумификацию, но и в целом заупокойных верований. Однако эволюция египетских взглядов на загробную жизнь - огромная отдельная тема. Кому интересно, может почитать переводы на русский текстов пирамид, текстов саркофагов и, конечно, книгу "Изречения выхода в день", привычно именуемую "Книга мёртвых", в переводе Mikhail Chegodaev *) Есть и другие корпусы текстов о заупокойном бытии.

Можно было бы в конце заметки добавить многочисленные фото, но не менее интересно видео с опытом египтолога Боба Бриера, который экспериментально повторил создание мумии. Перевод, правда, атомный.

http://video.yandex.ru/users/doskado1/view/88/

Отсюда
: https://www.facebook.com/profile.php?id=100006811630097


Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Fish Speaker в 04/01/14 :: 10:29am
Наткнулась на интересную ссылку об итальянском анатоме середины 19-го века, освоившем петрификацию человеческих тел. На русском вкратце http://philologist.livejournal.com/5935062.html
Быстрый поиск по англоязычному интернету, в общем, подтверждает. Вот ссылка на публикацию на pubmed http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17580656 (по ссылке только abstract, не сама статья). Полагаю, статью можно попытаться выцепить, но рыться придется дольше.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Элхэ Ниэннах в 04/01/14 :: 12:35pm
О, очень интересно! Надо будет посмотреть еще материалов, вдруг где англоязычные найдутся.
Но оно опять подразумевает. Нам надо как-то смириться с тем, что уровень развития химии в Нуменоре невысок, а XIX век в Европе - это уже вполне себе приличный уровень. Не современный, но приличный.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано marx в 04/06/14 :: 8:33am
Есть еще упоминание о кургане Эмраса в Лориэне..., но у эльфов просто нет культа "Смерти"  как и нет понятия "ад или рай". Думаю поэтому нет установленых канонов в погребении, это скорее целесообразность. Им незачем сооружать "места памяти" - для них память вполне жива... После разгрома Дориата Мелиан покидает Средиземье и возвращается в Валинор, зачем ей хранить память в смертных землях, если там ее ждет встреча с Тинголом? То же говорит и Арагорн Арвен прощаясь с ней - "ты вольна уйти за море и сделать память о нашем щастье вечной.."

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Элхэ Ниэннах в 06/13/15 :: 11:33pm
Айяйяй, мне тут подогнали! - http://sobadsogood.com/2013/09/08/heavenly-bodies-cult-treasures-and-spectacular-saints-from-the-catacombs-by-paul-koudounaris/
Прямо ассоциации вызывает.

Заголовок: Re: Возвращаясь к могилкам...
Создано Элхэ Ниэннах в 10/28/16 :: 11:55am
Вот кстати, последний момент, наверное, про мумии нуменорско-гондорские и "лежали как живые" - я поняла, что мне этого не хватало, а тут дошло. Вопрос восприятия. То есть, вы понимаете, когда "нетленное тело" и всё подобное - у нас в голове возникает картинка реально нетленного, лежит человек как живой, цвет кожных покровов не изменился, они не усыхают: только что не дышит.
Но фиг. В смысле, поищите в Интернете католических нетленных святых, и вы внезапно узнаете, что там практикуются и эти вот восковые маски, и даже полностью восковые статуи, в которых где-то там кости, а всё равно - нетленные, и католики это так и воспринимают (да ладно, православным при словах "нетленные мощи" тоже в основном не кости представляются). То есть, никакого обмана. Если Профессор и не разбирался в тонкостях мумифицирования (а он не разбирался, ручаюсь), то "нетленных святых" видел или знал об их существовании, и с определенной степенью вероятности примерно это ему могло и вспоминаться при написании соответствующих текстов. Так что всё ОК и не противоречит, я могу выдохнуть.
Там, кстати (у католиков, то есть) вариант не только воска, металл вполне может быть, но - тщательно выполненные посмертные маски. Воск все же непрочен.
И принимаем это как рабочую версию. Ну, я не могла не поделиться.

WWW-Dosk » Powered by YaBB 2.5 AE!
YaBB © 2000-2009. Все права защищены.

Localization by mySOPROMAT.ru