WWW-Dosk
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl
Middle-Earth >> Люди, эльфы, гномы и все-все-все... >> О верности
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1339471484

Сообщение написано Leo Teamat в 06/12/12 :: 6:24am

Заголовок: О верности
Создано Leo Teamat в 06/12/12 :: 6:24am
Разбирала намедни старые папки на рабочем столе, нашла много любопытного. Кое-что заставляет  задуматься. Вот, например, отсюда: http://m-v-nariel.livejournal.com/64521.html#cutid1

Фэндомские арфинги любят цитировать фразу о том, что «Фелагунд был благороднейшим и любимейшим из Дома Финвэ». Я ни в коей мере не собираюсь ставить эту фразу под сомнение, но вот некий парадокс у меня в голове крутится уже давно… За любимейшим из Дома Финвэ в конечном итоге пошли на смерть десять эльфов. За не столь любимыми лордами Первого Дома , фактически тоже на смерть - по крайней мере, для многих из них это было так – эльфов шло гораздо больше. Причем оба раза – и на Дориат, и на Гавани (ну, да, Альквалондэ сюда тоже можно добавить – по факту). Причем не просто на смерть, а на войну-убийство ближних (а не приспешников Моргота). И, за вычетом гаваньских отреченцев, эти эльфы повторяли-таки свои поступки не единожды, подтверждая изначально принятое решение.
Вот почему так?
Нет, говорить мне, что все эти эльфы были эльфами-отморозками и Добра и Зла не разумели, не надо.


Там есть еще продолжение, вообще-то. Но раз много лет назад я сохранила именно этот отрывок, видимо, он сильно меня впечатлил тогда. И вот перечитываю я сейчас эти строки и думаю: а и правда, почему так получилось? Почему за Финродом пошли только несколько эльфов?
Что вы думаете?

Заголовок: Re: О верности
Создано Элхэ Ниэннах в 06/12/12 :: 8:11am
Скажу, что слету приходит в голову, потом пойду читать целиком.
Самый простой вариант: клятва Финрода, во исполнение которой он с Береном в путь и отправляется - более "личная", чем Клятва феанариони. Фактически, Финрод отдает "долг жизни"; причем исполнение этого долга - оно не во имя некоей Великой Цели (Финрод-то, может, эту цель и провидит, но провидит он один), оно, наоборот, в ущерб его народу и государству. Феанор свою Клятву дает на площади, пред всем народом, он клянется именем Эру, он призывает в свидетели Манве и Варду, он - так же прилюдно - говорит глашатаю, что сами Валар в конце концов последуют за ним. Финрод дает слово человеку, который спас ему жизнь, никого в свидетели не призывает (даже и из стоящих рядом - ему это просто не нужно), великих имен не произносит, вселенских масштабов исполнению своего слова не придает. То есть, Клятва Феанаро становится таким "общенолдорским" делом, а слово Финрода и его исполнение остается делом личным, "камерным".
Отдельно интересно то, что результаты получаются "с точностью до наоборот": то есть, "глобальная" Клятва так и не исполняется, по сути, приводит к братоубийству и гибели эльфийских королевств Белерианда, а простое слово Финрода ведет к рождению той самой "звезды великой надежды". И в ВК эта идея появится опять, хоть и в другой форме.
Как-то так навскидку. Пойду теперь читать :)

Заголовок: Re: О верности
Создано Leo Teamat в 06/12/12 :: 8:27am
Элхэ, но ведь если по сути, и тот, и другой выступают перед народом. И тот, и другой призывают за собой. Разница в том, что Финрод не призывает Валар???
А верность государю уже ничего не стоит? А любовь к своему королю уже ничего не значит? А пойти следом, просто потому что "некуда больше идти" - это, получается, тоже не в кассу? И это "любимейший из Дома Финвэ"!
Видимо, любили его "странной" любовью...

Заголовок: Re: О верности
Создано Элхэ Ниэннах в 06/12/12 :: 8:56am
Но слово Барахиру Финрод-то не перед народом давал, я-то о чем говорю. То есть, это его слово - это личное дело Финрода, его личный долг. Не как короля, не как главы рода (а у Феанаро - "От Феанаро и рода его", с самого начала, то есть и разумеется не отдельная личность, а весь королевский род, и это, по всей видимости, не связывая прямо той самой Клятвой, включает каким-то образом и Дом), а как отдельного... м-м... эльфа. То есть, если Клятве Феанаро в той или иной степени чувствует себя сопричастным весь народ, то слову Финрода - только он сам. И Финрод не клясться заставляет, он и не приказывает - он напоминает о великих деяниях Барахира и о том, что на него возложен был долг помочь сыну Барахира в его нужде (буквально так); он sought the help of his chieftains, ищет помощи. То есть, всё, что он говорит, фактически. подчеркивает идею: это его личный долг. И не просто личный: его долг - помочь Смертному, а у эльфов с этим тоже некоторые сложности. Это мы по Финроду Нарготронд судим, это Финрод приходил к народу Беора и отстаивал интересы Дома Халет. Но Финрод - не весь Нарготронд, такая еще беда. К тому же (на что Келегорм с Куруфином и указывают совершенно ясно), эта личная Клятва вступае6т в противоречие с "прилюдной" Клятвой Феанаро (а на момент Клятвы Феанаро - Король Нолдор): "...ни закон, ни любовь, ни союз мечей,// ни страх, ни опасность, ни Судьбы веленье// от Феанаро и рода его// не спасут того, кто коснется, скроет,// найдя, сохранит - или прочь отринет// Сильмарил" - ясно и отчетливо они об этом говорят, и это можно, да, наверное, в какой-то мере характеризовать как оказание давления и вообще шантаж, потому что живущие в Нарготронде и в Алквалондэ побывали тоже, они знают, что это не красивые абстрактные слова: "смерть ему скорая от нашей руки, скорбь - до Конца Времен".
Потому, я думаю, и Финрод не приказывает и даже не призывает: он просит помощи. И в помощи ему отказывают.

Про "правду короля" если принесешь текст, скажу большое спасибо: я помню, что на эту тему много написано, но навскидку не найду.

Заголовок: Re: О верности
Создано Leo Teamat в 06/12/12 :: 9:22am
Элхэ, так дело не в том, кто и перед кем давал слово. Либо тебя любят / тебя ценят / тебя уважают /тобой дорожат - за тобой идут. Либо - нет. За одним пошли на убийство своих, на предательство любимых, на обрубание всех путей к возвращению. За другим - ну, ты сама знаешь.
Неужели все дело в ораторском искусстве? Т.е. Феанаро сказал "красиво" - и все пошли, а Финрод "облажался", не сумел соответствовать? Ну ведь бред же. Финрод, "любимейший", захотел бы - что тот крысолов, всех бы за собой увел. Я вижу одно объяснение: сознательно не увел. Но тогда и Лэ о Лейтиан смотрится по-другому...

Заголовок: Re: О верности
Создано eotvi в 06/12/12 :: 12:42pm
А может Финрод был более одинок, чем Феанор и Феаноринги, может что-то в Финроде создавало очень серьёзную дистанцию между им и большинством его сородичей? И к тому же он, пожалуй, не испытывал потребности кого-то куда-то вести. Может, власть была для него обязанностью и долгом, не страстью. Вот и не увлекались, вот и не вовлекались...
Это я нафантазировала.  :)

Заголовок: Re: О верности
Создано Элхэ Ниэннах в 06/12/12 :: 2:37pm
(оффтопично) Кстати, там интересная дискуссия в продолжение темы: http://m-v-nariel.livejournal.com/64931.html

Я все-таки попозже поищу дискуссии о "правде короля". Это сложная тема.

Заголовок: Re: О верности
Создано Ветта в 06/12/12 :: 4:45pm
Вопрос очень интересный.
Может, так? Сыновья Феанора всячески подчеркивают свою верность Клятве, поэтому за ними идут те, кто превыше всего ценит верность, поэтому они остаются даже при Дориате и Гаванях.
Во всяком случае, ничего лучше мне в голову не приходит...

Заголовок: Re: О верности
Создано Элхэ Ниэннах в 06/12/12 :: 6:57pm
Нашла вот такое эссе Иллет: Отражение европейской королевской традиции в творчестве Дж. Толкина на примере "Правды Короля"
Но у меня тут когнитивный диссонанс: я не вижу, чтобы Финрод нарушал помянутый в эссе гейс - тем паче, что он никакого отношения к Клятве о Камнях не имеет. Либо же Пророчество Намо относится не только к тем, кто непосредственно к Клятве причастен (те, кто клялся, их Дом и, главное, те, кто пролил кровь собратьев в Алквалондэ), но и ко всем, кто покинет Валинор. Что странно: потому что запрета-то нет, запретить Исход Валар попросту не могут. И если мы можем следствие Клятвы худо-бедно "растянуть" на Нолофинве ("Ты будешь вести, а я - следовать"), то на Третий Дом - при всем желании, у меня ничего не выходит.
Сейчас еще схожу по предыдущей ссылке и попробую понять, как же оно совмещается-то.

Upd. А, а вот у Юлии Понедельник как раз все складывается вполне, смотрите:

Цитировать:
Теперь про Первый и Третий Дом. А решение здесь простое, до того простое, что я удивляюсь, как никто не додумался. Дело не в харизме (коей у Финрода даже больше - все-таки "самый любимый"), не в особой верности тех, кто следовал за Фэанором и даже не в этичности их поступков. Дело в довлеющем над всеми Проклятии Мандоса. Проклятые всегда (за исключением редчайших случаев) принимают неправильные решения (кто не верит - см. историю Турина). Это действие Проклятия такое. Проклятые не хранят верность там, где нужно хранить (Нарготронд) и хранят там, где не нужно (Дориат и Гавани). В этом случае десять верных и те, кто сражался против своих в Гаванях - одинаково правы, хотя они делают диаметрально противоположные вещи.

Именно там, где у меня не сложится, видимо, потому, что я слова Намо воспринимаю сугубо как пророчество, а не как проклятие. Хотя, имея желание, и пророчество можно сюда приложить, да...

Заголовок: Re: О верности
Создано eotvi в 06/13/12 :: 12:10am
У Юлии Понедельник логично складывается, но... Зачем проклинать-то было, в таком случае? Чтобы проклятые ещё больше ошибок совершили?
Всё-таки пророчество и проклятие - разные вещи, имхо...

Заголовок: Re: О верности
Создано Leo Teamat в 06/13/12 :: 8:49pm
Да, объяснение Юлии логично, при условии, что Пророчество суть Проклятие.
Но тогда, получается, что для продолжения разговора нужно этот момент прояснить. А это, боюсь, -дцатый разговор на много-много страниц. (((

Заголовок: Re: О верности
Создано marx в 06/13/12 :: 10:25pm
Любовь это ж понятие очень многогранное.. и широкое... За Финродом пошли походу друзья, из любви не как к государю, а как к эльфу... а любовь к государю и власти еще более интересный вопрос, особенно если провести паралель с нашими политиками...
А вот перекладывать всю ответственность на "проклятие" - слишком по людски как то..

Заголовок: Re: О верности
Создано Leo Teamat в 06/13/12 :: 11:24pm
marx, есть такое понятие как любовь - когда сдохнешь за любимого, сочтя это за счастье. Есть такое понятие как дружба - когда с готовностью будешь помогать закапывать трупы. Есть такое понятие как верность - когда плевать, насколько король голый, но присяга есть присяга. Есть такое понятие как справедливость - когда "весь мир идет на тебя войной", но тебе по*, ты действуешь сообразно своим представлениям о чести и совести. И вот все это - в сумме - набрало десять эльфов???
Как-то оно... сомнительно (((

Заголовок: Re: О верности
Создано Домовой Нафаня в 06/14/12 :: 1:28am

Цитировать:
За Финродом пошли походу друзья, из любви не как к государю, а как к эльфу

(Нафаня, начитавшись слеша усиленно забивает гусару в себе рот пробкой)
Извините, но уж больно двусмысленно оно получилось...

Лео
Немного реализма или ложка дёгтя:


Цитировать:
есть такое понятие как любовь - когда сдохнешь за любимого, сочтя это за счастье.


Это когда любовь взаимная. В противном же случае, либо самоубьёшся, либо натворишь дел, так что всем вокруг ещё долго икаться будет, и тоже самоубьёшься. Счастливым :)


Цитировать:
Есть такое понятие как дружба - когда с готовностью будешь помогать закапывать трупы.


Когда с готовностью будешь помогать закапывать трупы - это корпоративная солидарность. Или корпоративный интерес. Или взаимный компромат.


Цитировать:
Есть такое понятие как верность - когда плевать, насколько король голый, но присяга есть присяга.


А это ещё и фанатизм. Либо стадный рефлекс.


Цитировать:
Есть такое понятие как справедливость - когда "весь мир идет на тебя войной", но тебе по*


У меня браузер интересно предложение разделил при увеличении текста. В итоге прочиталось:


Цитировать:
когда "весь мир идет на", но тебе по*


И я подумал - какая глубокая мысль! :)


Цитировать:
ты действуешь сообразно своим представлениям о чести и совести.


(серьёзно) Угу, а теперь считаем на пальцах знакомых людей, (встреченных Вами в жизни) подходящих под Ваши критерии... Одной руки хватит?
Нет, даже не так! Считаем на пальцах сколько раз Вы сама в жизни не были человеком подходящим под Ваши критерии (только честно)... Одной руки хватит? :)

Странно, что в сумме набралось аж десять эльфов...


Цитировать:
Как-то оно... сомнительно (((
 

Заголовок: Re: О верности
Создано Мокка в 06/14/12 :: 3:44am

Цитировать:
[quote]Есть такое понятие как верность - когда плевать, насколько король голый, но присяга есть присяга.


А это ещё и фанатизм. Либо стадный рефлекс.[/quote]

Это бусидо, натурально. Кстати, о количестве эльфов:


Цитировать:
Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

Заголовок: Re: О верности
Создано eotvi в 06/14/12 :: 5:08am

Цитировать:
Да, объяснение Юлии логично, при условии, что Пророчество суть Проклятие.
Но тогда, получается, что для продолжения разговора нужно этот момент прояснить. А это, боюсь, -дцатый разговор на много-много страниц. (((
Хорошо бы прояснить, но у меня прямо сейчас знаний по вопросу не хватает... :(

Цитировать:
Цитата:
Есть такое понятие как верность - когда плевать, насколько король голый, но присяга есть присяга.


А это ещё и фанатизм. Либо стадный рефлекс.
Не согласна. Присяга - не фанатизм, присяга содержит в себе обязанности и ответственность, которую нельзя снять с себя самовольно.

Заголовок: Re: О верности
Создано Домовой Нафаня в 06/14/12 :: 11:22pm

Цитировать:
Не согласна. Присяга - не фанатизм, присяга содержит в себе обязанности и ответственность, которую нельзя снять с себя самовольно.


Даа!!! Вас в пионеры принимали? А в комсомол? А в КПСС? (меня не принимали, но я достаточно рассказов наслушался) А вы представляете себе что такое присяга в армии? Вот Вам и ещё одна причина. Назовём её "общественное понуждение". В случае армии - законодательно закреплённое. Теперь вопрос: На кой фиг вам такая присяга, и на кой ляд верность ей? :)

Возвращаясь в Нарготронд, вот представьте себе ситуацию:
Вообразите эльфа, всего такого дивного! Живёт он себе значит с женой, и парой детишек. Государя любит. Жену любит. Детишек любит. Всех кормит. Загляденье а не эльф, вобщем.
И тут вдруг разносится Слово государя (в плюс ему - он честно описал перспективы): Мужики, я попал! Надо помочь одному задохлику достать "звезду с неба". Скорее всего мы все там помрём, конечно, но я отказаться уже не могу. Обещал. Не по пацански получится если откажусь. Кто со мной? Шаг вперёд!

А тут ещё двое из Первого Дома говорят: Ребят, даже если вы там каким-то чудом кони не двинете, и принесёте то самое - то за это самое мы вас всех порежем внатуре. Обещали. .....и. т. д.

И тут эльф призадумывается: "С одной стороны государя я конечно люблю, а с другой 100 процентная перспектива героически помереть в верности государю, и не увидеть жену и детишек до их прибытия (возможного) в Валинор когда-нибудь... Да и кто их кормить и защищать будет, до этого самого "когда-нибудь"? Так что Государь мой Финрод, я предпочитаю любить тебя на расстоянии. Тем более, мин херц, что клятву ты давал сам, и за свой базар соответственно....."

Можно ли осуждать этого эльфа?
Согласно Бусидо, или Хагакурэ - он не прав.
Только вот японцев не зря считают самой "двинутой" нацией.

Более того, если король в порыве благодарности дал смертному слово - то это личное дело короля, но никак не всего Нарготронда, ибо за весь Нарготронд Финрод не обещал.
А если король одержимый жаждой суицида идиот - то нафига Нарготронду такой король. Что Финрод и потверждает поведя себя как малолетняя истеричка, и окончательно убедив своих подданых в их правоте.

Всё это естественно очень грубое приближение и махровое ИМХО :)


Заголовок: Re: О верности
Создано eotvi в 06/15/12 :: 7:16am
Нафаня, меня в пионеры принимали, а в комсомол уже нет.  :) При приёме в пионеры ничего страшного не происходило...
А слово, данное Финродом - его личное дело, конечно. И когда дело доходит до личного дела - простите за тавтологию - вопрос только в любви, больше ни в чём. Любящие пойдут следом, это даже не доблесть какая-то, это отсутствие выбора. (Всё имхо.)

Заголовок: Re: О верности
Создано Leo Teamat в 06/15/12 :: 7:22am
Нафаня, продолжение разговора с Вами я нахожу бесполезным и бессмысленным.

eotvi

Цитировать:
Любящие пойдут следом, это даже не доблесть какая-то, это отсутствие выбора.

Вот и я о чем! ППКС.

Заголовок: Re: О верности
Создано Элхэ Ниэннах в 06/15/12 :: 9:17am
Я вот еще что думаю: все, читанное мной по теме, эту историю пыталось уложить в рамки определенных культурных конструкций. Например, той же самой "правды короля" или, шире, скандинаво-германского эпоса. Или христианства. И, мне кажется, не укладывается - еще и потому, что "опираться на" не означает "следовать", и потому, что между "Lost Tales" и "Silmarillion" лет так шестьдесят, и потому, что там уже не только и не столько традиция, сколько этика...

Заголовок: Re: О верности
Создано Элхэ Ниэннах в 06/30/12 :: 8:30am

Цитировать:
Да, объяснение Юлии логично, при условии, что Пророчество суть Проклятие.
Но тогда, получается, что для продолжения разговора нужно этот момент прояснить. А это, боюсь, -дцатый разговор на много-много страниц. (((

Лео, не прошло и полгода, как я собралась с силами ;D Сейчас попробую "коротенечко, минут на сорок" (q) - почему я думаю, что это Пророчество, а не Проклятие, и чем одно от другого, в моем представлении, отличается. И даже от первоисточника не буду отступать. Может получиться сумбурно, но это уж - как сможем...

В мире Арды , собственно, сбывается и то, и другое: и проклятия, и пророчества. Но проклятие - это, фактически, неизбежность; а пророчество сбывается с большой вероятностью - но может и не сбыться. Видение Удела в Зеркале Галадриэль - это как раз зримое несбывшееся пророчество. То есть, исполнится пророчество, или нет, зависит от самих Воплощенных, а проклятие сбывается вне зависимости от их воли, что бы они ни делали (проклятие Моргота дому Хурина; проклятие Турина Дориату; проклятие Эола Маэглину, исполняющееся вообще дословно...).
Проклятие - это кара.
Пророчество - это то, что может случиться, но случится оно или нет - зависит от того, кому пророчество изречено.
Теперь  очень быстро посмотрим на ситуацию с Нолдор и Намо (я текст приведу в своем переводе по-привычке). Что он говорит?

Цитировать:
Бессчетные слезы суждены вам; отныне Валинор сокрыт от вас. Гнев Валар падет на род Феанаро, проливший кровь сородичей своих, и те, кто последует за ним, ощутят бремя сего гнева. Клятва их будет вести их и обратится против них; сокровищами, о которых клялись они, им не владеть никогда. Все начинания их обратятся во зло; и брат предаст брата, и страх предательства будет вечно преследовать их; и вовеки пребудут они Лишенными Наследия.
Убийцы собратьев заплатят кровью за кровь и за пределами земли Аман будут блуждать в тени Смерти. Эру предрек им бессмертие в Эа, и немощь телесная не может коснуться их, но они могут быть убиты - клинком, пыткой и горем; и будет так. И их бездомные души придут в Чертоги Мандос и будут блуждать там, лишенные плоти; и не будет милосердия им, хотя бы и все, кого убили они, просили за них. Тем же, что останутся в Средиземье, жизнь станет в тягость, и будут они подобны бессильным теням пред лицем тех, кто идет следом за ними. Таково слово Валар.

Внимание: на род Феанора, проливший кровь, "падет гнев Валар", а те, кто за Феанором последовал, только "ощутят бремя сего гнева". По делам и расплата, и тем, кто совершил в Валиноре немыслимое - убивал своих сородичей - расплата эта предстоит неизбежно. Но на деле гнев Валар проявляется не в том, что каким-либо образом они создают обстоятельства, способствующие исполнению слов Намо, и уж тем более не в том, что они карают преступников самостоятельно: он проявляется в запрете на возвращение и в неоказании помощи, об этом еще глашатай Валар говорит у врат Форменоса Феанору: "Валар не окажут вам помощи в этом деянии".
То есть, вообще всё сказанное в первую и главную очередь адресовано Феанору и его сыновьям, как истинно виновным. Очень четко сказано, и это справедливое суждение. "Те, кто последовал за ними" - это, скорее всего, Первый Дом, а ко всем прочим это - да, относится тоже, но "во вторую очередь", потому что все их прегрешение состоит в желании вслед за Феанаро покинуть Валинор, но это неподсудно: Дети Единого по своей воле пришли в Валинор, по своей воле они могут и уйти. Валар могут считать это неверными (несвоевременными) действиями, могут об этом предупреждать, но действия эти - не против закона (об этом и говорит глашатай: "...как пришли вы в эту землю по своей воле, так же и уйдете вы. Но ты, Феанаро, сын Финве, изгнан самой своею Клятвой").
Что я пытаюсь донести. Те, кто не принимал участия в событиях в Алквалондэ - они и преступления никакого не совершали, их не за что карать - следовательно, не за что и проклинать. То, что описывает Намо, рассказывая о грядущей судьбе Нолдор Исхода - пророчество, но не неизбежное.  Неизбежно отсутствие помощи Валар (но - "помощи в этом деянии", то есть, в попытке добыть Камни и в сражениях против Моргота: и этой помощи Валар действительно оказывают) и запрет на возвращение (а вернее - невозможность возвращения). Буквально: вы делаете выбор - примите его последствия.
Еще раз.

Цитировать:
Клятва их будет вести их и обратится против них; сокровищами, о которых клялись они, им не владеть никогда. Все начинания их обратятся во зло; и брат предаст брата, и страх предательства будет вечно преследовать их; и вовеки пребудут они Лишенными Наследия.

Это не ко всем Нолдор Исхода, это к Первому Дому непосредственно, адресно: никто другой о Камнях не клялся, никто другой Клятвы не приносил, никто другой преступления в Алквалондэ не совершал (по поводу авангарда Второго Дома - пренебречь, вальсируем; непонятно, насколько это "узаконенная версия", при том, что "Сильмариллион" все же Кристофер составлял, а сам Профессор был в этой версии не особо уверен). То, что ложится на всех прочих (помимо невозможности вернуться, раз уж ушли, и отсутствия деятельной военной помощи до самого последнего предела) - тень пророчества: "те, кто последует...  ощутят бремя сего гнева". 
Всё последующее, сказанное Намо, можно просто "на ура" отнести только к Первому Дому; "...хотя бы и все, кого убили они, просили за них" - это об Алквалондэ в первую очередь, а в перспективе, поскольку пророчество не остерегло и Первый Дом продолжил следовать и Клятве, и тому образу действий, который Феанаро в Алквалондэ задал - это и о Дориате, и о Гаванях Арверниэн. Просить, в данном случае, могут только сородичи, Элдар: не орки же, верно? И не люди, которые в Чертогах Намо не задерживаются, уходя на свои Неведомые Пути. Но тень пророчества ляжет на всех тех, кто следует за Феанаро: то есть, на всех уходящих. Для Феанариони всё описанное неизбежно, если они продолжат делать то, что и делали (следовать Клятве любой ценой, в первую очередь: даже если это требует идти по трупам). Для всех прочих неизбжен только финал речи Намо: "Тем же, что останутся в Средиземье, жизнь станет в тягость, и будут они подобны бессильным теням пред лицем тех, кто идет следом за ними". Но это и не пророчество, и не проклятие: это - констатация факта (такое происходит, рано или поздно,  со всеми Старшими детьми, живущими в Смертном мире, и наилучший выбор для них - возвращение в Валинор).
Итого: в первую очередь, слова Намо адресованы Первому Дому. Для Первого Дома сказанное практически неизбежно - если они не изменят своего modus operandi. Всех прочих это коснется (а как именно - не уточняется; но навряд ли может не коснуться, поскольку нолдор Исхода останутся одним народом, и на данный момент их король - Феанаро), но коснется или нет, как практика показывает - зависит от их собственного выбора, от их решений.

Если что не очень понятно, я могу пояснить, поскольку все это дело писала экспромтом.
В основном оно всё сводится к печальной такой вещи: действием "Страшлого и Ужаслого Неизбежного Проклятия Валар "поведение подданных Финрода объяснить нельзя.
Про то, чем можно, я подумаю, но оно точно будет отдельно.

WWW-Dosk » Powered by YaBB 2.5 AE!
YaBB © 2000-2009. Все права защищены.

Localization by mySOPROMAT.ru