WWW-Dosk
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl
Middle-Earth >> Странствуя по мирам >> Дом, в котором…
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1277221562

Сообщение написано Юкка в 06/22/10 :: 6:46pm

Заголовок: Дом, в котором…
Создано Юкка в 06/22/10 :: 6:46pm
Мариам Петросян, "Дом, в котором… "

Обалденная вещь! Кхм, извините, потрясающая штука! просто не оторваться.
http://lib.rus.ec/b/205983/read

И там нна Либрусеке же ссылка на интервью, его читать стоит после книги
http://www.chaskor.ru/article/mariam_petrosyan_novyh_knig_ot_menya_zhdat_ne_stoit_15919

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 06/22/10 :: 7:03pm
Отрывки буду вешать. Вразброс, просто от восторга и необходимости поделиться. Насильственное чтение называется.

"Вот тогда-то на первом, в коридоре, я их и увидел. Они стояли рядышком. Толстая, огнедышащая женщина — настоящий вулкан. Красное пальто, черная шляпа, сумка из кожи крокодила. Губы как рана. Щеки как колбаса. Серьги — слезы. Она топталась в лужице, что натекла с ее обуви, и злилась. Рядом стоял мужчина. Бледный и рыхлый, как мучной червяк. Губы бантиком, нос пятачком. Очки в черепаховой оправе. Бедная черепаха! Бедный крокодил! Не хотел бы я очутиться на их месте.
С ними была еще девчонка лет четырнадцати. Худая, белобрысая, с красными глазками альбиноски. Тоже в красном пальто. И парень лет десяти. Копия папы. Явный любимчик. Свиные глазки, отцовский пятачок и рот вишенкой. Пальто в красно-синюю клетку. Опять же. Слишком много красного было в этой семейке.
А рядом, прислонившись к стене, стоял Красный Дракон. Единственный по-настоящему красный в этой компании. Потому что красный цвет коварен. Его можно носить и мазать на лицо до одурения, делаясь только серее. Красный — цвет убийц, колдунов и клоунов. Я его люблю, хотя не всегда.
Я — Табаки, клеющий клички с первого взгляда. Крестный для многих и многих. В каждом из рождений — сказитель, шут и хранитель времени. Я всегда отличу дракона от человека. Драконы не плохие. Они просто другие. Не увидь я его в окружении семьи, может, и не разгадал бы сразу. А так было легко.
Он был тонкий, весь в веснушках. В старой, потрепанной куртке, в штопаном домашнем свитере, в джинсах с потертыми коленками. Глаза его были, как целый мир. Как заброшенная планета. Руки с длинными, тонкими пальцами. Обкусанные до крови заусеницы."


"В каждом доме свои порядки, которые нельзя нарушать. В каждом доме свой цербер, следящий за порядком. Дед, мать и Сфинкс. Они ставили передо мной заслоны из запретов, перегородки, отделяющие меня от меня самого, но остановила меня только преграда, которую поставил передо мной Сфинкс. Потому что я сам этого захотел. Сфинкс ни в чем не был передо мной виноват. Он не производил меня на свет и не продавал сумасшедшим родственникам, не лишал детства и не морил голодом. Он поставил одно-единственное условие и больше ничего не требовал. И… В конце концов я сам захотел покоя и тишины, и новой жизни, как у всех, и сам произнес молитву, перенесшую меня в Дом. Вот почему это не было рабством. Только Сфинксу я рассказал о других домах, только он знал обо мне все. Тонкой леской он связывал меня с прошлыми жизнями и незаметно приучал к новой, и он совсем не боялся меня — я давно научился различать страх под тонкими корочками человеческих лиц. Почему именно он, я и сам не знал. Так вышло. Только вначале он неприятно напоминал мне бритоголовых, потом это прошло. Все, что было в нем от них — лысый череп. Никогда, никогда я не видел собачьего выражения в его глазах. «Найди свою шкуру, Македонский, найди свою маску, говори о чем-нибудь, делай что-нибудь, тебя должны чувствовать, понимаешь? Или ты исчезнешь». О чем говорить? Что делать? Откуда взять маски, которых никогда не носил и слова, которых не знаешь? Он кричал и ругался, потом успокаивался… «Черт с тобой, не делай ничего, если не можешь, это в конце концов тоже маска. Но когда твое тело находится в этой комнате, ты должен присутствовать здесь же и что-то делать, чтобы на тебя не пялились и не втягивали в разговоры». И… С утра до ночи — чужие окурки в ладонь, мокрой тряпкой по клочьям пыли, губкой по кофейным следам, ложкой в чужой рот, а надо всем этим — глаза, пронзительнее, чем у деда, в них не смотреть ни за что… Это табу, это нельзя… И «…проветри комнату, Мак», «… передай мне брюки», «…помоги влезть в эту дурацкую майку» «… подгони-ка коляску»… И занозы в пальцах, белых от воды, ноющих от порошка пальцах, плачущие ранки заусенцы… И «…он опять выключился, этот тип… Где гуляют твои мысли, Македонский?» «Полководец опять в облаках. Дайте ему веник, пусть очнется…» «Он странный парень, этот Македонский, ему только дай поубираться…» Это и стены Дома, законы Дома, воспоминания Дома, драки, и игры Дома, сказки Дома — и все хорошо и просто, если бы не страх, который всегда рядом, который можно лишь ненадолго забыть, но совсем ненадолго, потому что рано или поздно он возвращается, отрастив новые колючки. Страх перед неизбежным концом, перед прилюдным сдиранием новой, свежеприросшей кожи, перед длинноногим Сфинксом, который носит в себе знание обо мне настоящем. Имеющий власть над кем-то неужели не воспользуется ей?"


"У наших очень разный подход к лечению одних и тех же болезней, и каждый считает, что его метод самый лучший. Поэтому сначала Горбач усердно давит на моих костях какие-то точки по методу древних китайцев. Потом, по методу Сфинкса, меня запихивают в такую горячую ванну, что вполне можно свариться заживо, но я молчу, потому что у метода Сфинкса два варианта: почти кипяток и ледяная вода. Меня вытаскивают, натягивают на голое тело свитер, натирают под ним спину чем-то жгучим, плюс шерстяные носки и шарф, под которым — компресс из спирта.
На этой стадии лечения я уже не разбираю где чей метод и пытаюсь все с себя содрать, но меня крепко держат, а Слепой достает из каких-то тайных запасов банку меда — совсем маленькую — и торжественно демонстрирует ее мне, как будто я еще в состоянии на такое реагировать. Дальше мне скармливают мед, а запивать его заставляют молоком, и приходится все это терпеть, пока я не начинаю плавиться заживо во всем, что на меня накрутили, потеть молоком и кашлять сливками.
Бедный я, признающий только один метод лечения больных — нежное обращение.
Сфинкс читает мне вслух отрывки из «Махабхараты», Горбач играет на флейте, Лэри давит в миске лимоны, а Слепой следит, чтобы я не вывернулся и не уполз; от всех этих процедур я так устаю, что умудряюсь уснуть прямо в огненно-медовом коконе, и все замечания о палачах и пытальщиках, которыми я собирался порадовать стаю, остаются невысказанными и щекочут меня ночь напролет, проникая в потливые сны."


"Инструкция о времяпрепровождении колясника.
Пункт I

1. Клуб гонщиков. Рекомендую всем колясникам, желающим встряхнуться. Гонки в колясках по пересеченной местности, регулярные состязания с возможностью выиграть кубок «Золотая Ко». состязания проводятся посезонно…
2. Общество кулинаров. Собираются по выходным дням в каб. биологии. Если умеешь готовить хоть что-нибудь, присоединяйся. Если не умеешь, но хочешь научиться, присоединяйся тем более. Прим.: желательно приходить со своими продуктами.
3. Общество поэтов. Принимаются все желающие, способные срифмовать пару строк. Если ты не способен и на это, не огорчайся. Достаточно умения слушать других. Желательно с восторгом.
Прим.: не можешь с восторгом — найди себе другое занятие. Поэты обидчивы!
4. Качки-энтузиасты. Преимущества для желающего вступить с это сообщество — не требуется ничего, кроме спортивных трусов. Минусы — думай сам. Они ЭНТУЗИАСТЫ!
5. Клуб картежников. Закрытый клуб с ограниченным членством. Вряд ли примут, если ты еще не там.
Также:
Астрологи. В Коф. по средам.
Менялы. По вторникам на первом этаже.
Бильярдисты. В бильярдной в любое время.
Гитаристы. В сушильне по понедельникам, средам и пятницам.
Романисты. В Коф. по субботам и воскр.
Контактеры. В пятничные ночи по тринадцатым числам каждого месяца на Перекрестке.
А ПРЫГУНОВ И ХОДОКОВ НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
Желаю приятно провести время!
«Блюм». № 22"



"Не обращая внимания на осколки, Слепой проходит по ним босиком. Подойдя к звездообразной дыре, протягивает руку в рамку стеклянных ножей, берет с крыши снег — пушистый и мягкий под твердой коркой — и пьет его с ладони.
— Я пью облака и замерзший дождь. Уличную копоть и следы воробьиных лапок. А что пьешь ты, Арахна?
Арахна молчит. Ветер улетает, затухая и тоскуя. Взволнованный песней кот пушистой стрелой мчится вниз сквозь этажи. Этажом ниже его двойник пересекает коридор, летит по ступенькам, останавливается в другом коридоре и присаживается вылизать грудь и лапы. Кот мчится ниже и еще ниже, до пропахшей чужими котами площадки, потом прямо — и оказывается рядом с двойником. Три круга кошачьего танца, соприкосновение всезнающих носов, две истории: о ночной жизни дворового мусорного бака и о концерте с пауком. Потом они бегут — лапа к лапе, ребро к ребру — мимо погасшего экрана телевизора, мимо уснувших тел, и наконец сворачивают в дверной проем, в душную темноту, где сидит хозяйка с третьим котом на коленях. Синхронным прыжком коты запрыгивают на острые хозяйские плечи. Их шкуры смешиваются, образуя одно пушистое одеяло."



"Вторники — меняльные дни. После Помпея я не был на первом. Как-то меня перестал привлекать этот этаж. Можно назвать это трусостью, но на самом деле это выжидание. Есть плохие места и есть временно плохие места. Временную «худость» можно переждать. Я думаю об этом все утро. О том, как соскучился по меняльным делам и что времени после Помпея прошло достаточно, чтобы первому перестать быть плохим местом.
И вот после уроков я разбираю свое хозяйство. Все, что в мешках и в коробках. Ничего путного не нахожу, может, оттого, что давно не менялся. Когда отрываешься от этого дела надолго, теряется нюх на спрос. Роюсь в самых дальних залежах и натыкаюсь на позабытый фонарик с голой теткой. Ручка в виде нее, которую полагается держать за талию. Гнусная штука. Совсем слегка облупленная. Я ее беру. Потом становится стыдно такого убожества, и набираю еще по три связки бус. Из ореховых скорлупок, финиковых косточек и кофейных зерен. Их немного жалко, но всегда можно сделать еще, если знаешь как. Увязываю все в узелок. Совсем маленький.
Лезу в пластинки, проверяю дальние ряды. Ингви Малмстин. То самое, что не мешало бы обменять. Лэри с ума сойдет, но мне виднее, что у нас в хозяйстве лишнее. И потом, вполне может статься, что менять его окажется не на что и я верну его на место. Я почти уверен, что так и будет. Прячу диск в пакет, чтобы не бросался в глаза, и еду."



"Дома как такового он уже не увидит. Только три уцелевшие стены, груды кирпичей и строительного мусора. Все, занесенное снегом. Он пройдет вдоль огораживающего будущую строительную площадку забора, найдет в нем отстающий лист жести и проникнет на территорию бывшего Дома. Одна из сохранившихся стен будет исписана сверху до низу. Адресами, номерами телефонов и краткими пояснениями. Местами даже стихами. Он прочтет все, но не найдет того, что и так не надеется найти. Обойдет стену и сядет на груду припорошенного снегом щебня, ощущая, против всех законов природы, что постепенно согревается, хотя должен был совершенно окоченеть.
— Прости, — скажет он. — Ты казался мне чудовищем, сожравшим всех моих друзей. Мне казалось, что ты не отпустишь меня. Что я тебе зачем-то нужен. Что мне никогда не стать свободным, пока я не уйду от тебя, хотя я лгал Курильщику, что свобода в человеке, где бы он ни находился. Я боялся, что ты изменил меня, сделал своей игрушкой, я хотел доказать себе, что могу прожить без тебя. Я ставил тебе в вину и Лося, и Волка, и всех остальных, хотя Лося убили случайно, а Волка убил Македонский. Но легче было думать, что это твоя вина, чем что во всем виноват сам Волк. Что он не был ни настолько добр, ни настолько умен, как мне казалось. Что он не был безупречен. Что Лось не был безупречен. Легче во всем обвинить тебя, чем признать это. Легче сказать, что ты убил тридцать с лишним человек, чем признать, что они были трусливыми идиотами или заблудившимися детьми. Легче считать, что это ты желал смерти Помпея, чем что Слепому доставило удовольствие его убить. Легче думать, что ты заставил меня переделывать Лорда, чем что мне это нравилось… легче думать, что Слепой лгал про Русалку, чем что ее действительно нет в этом мире, как и ее странных родителей, и их адреса, который они так охотно мне вручили, намного легче верить в это, чем в то, что вы подарили мне ее, надеясь однажды этим удержать, только этим, а не хитростью и не силой…"

:)

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 08/29/11 :: 5:37am
Тут интервью с Мариам Петросян и ее рисунки к "Дому...".
http://yerevan.ru/2011/03/24/mariam-petrosyan-dom-v-kotorom-interview-and-drawings/

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 08/29/11 :: 12:44pm
Спасибо огромное, Юковка!
(шепотом) А кто обещал отрывки кидать?..

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 08/29/11 :: 2:05pm
Так уже наверное и прочитали все:)
Но я знаю, где еще лежат картинки и из дома обязательно повешу ссылки.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Эрин в 08/29/11 :: 8:02pm
...И я знаю, кто будет ждать ЕЩЕ КАРТИНКОВ!! :)


А можно я отрывочек повешу?

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 08/29/11 :: 8:04pm
еще бы не можно!

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Эрин в 08/29/11 :: 8:19pm
  Два подряд; один продолжение другого...

После возвращения Черного, Курильщик начинает расспрашивать, кто такая матушка Анна. Это Сфинкс виноват. Сказал про себя Черному, что он не матушка Анна, чтобы гонять из спальни подружек Слепого. Ну тут он, положим, соврал. Сам гонять не станет, но Длинная вряд ли еще у нас появится, я Сфинкса не первый день знаю. Черный тоже, но с пониманием простых вещей дела у него обстоят хуже некуда. Поэтому много нервных клеток тратится впустую.

– Так кто она такая? – спрашивает Курильщик. Меня.

Сложный вопрос. Сфинкс ухмыляется. Еще бы. Не его спросили - не ему объяснять.

– Ну, понимаешь, – начинаю я без особой охоты, – жила когда-то, давным-давно, такая женщина…

Хорошее начало. А с чего еще было начинать? С нас, придумывавших себе развлечения? Может с песен, или с шуток Волка - вроде снежной бабы, на которую надели (хотя для этого пришлось ее разрушить и слепить заново) - майку Лэри? С «Ночей сказок»? Если вспомнить все, что придумывалось когда-то... Все, что делалось, чтобы не помереть от скуки…

– Миллион лет назад она была здесь самой главной теткой, – говорю я.

Да... была. Директрисой.

Коричневые, обкрошившиеся по краям фотографии… Полная женщина в монашеском одеянии, руки сложены на животе. Наверное, щеки ее были красными и обветренными, а ладони в мозолях. Когда наступали холода, она носила митенки. Ей многое надо было делать руками. Жестяные ведра с обледенелой водой. Лопаты с углем... В спальнях – тогда они назывались дортуарами – дымили камины и печи, и каждый день, из дворовых сараев притаскивались кучи угля, чтобы обеспечить всех теплом.

Дети в грубых ботинках подбитых гвоздями. В куцых курточках с большими круглыми пуговицами. Зимой всегда обветренные щеки. «Дом призрения обездоленных сирот». Дом носил это елейное, пахнущее Диккенсом название, с гордостью. Так значилось на табличке, привинченной к низким, чугунным воротцам. По субботам ее начищали песком, как и все остальное, чему полагалось блестеть. Табличка была огромная, на ней, кроме названия размещались имена двадцати восьми попечителей. Каждому из которых по праздникам отправлялись открытки, исписанные корявыми детскими почерками, плюс письмо от самой М.А. «С благодарностью... Ежедневно возносим молитвы о вашем здравии и благополучии». Может, они и впрямь возносились, эти молитвы о здравии. Ведь каждый попечитель дарил им толику радости, которой в тогдашнем Доме было не так уж много.

Мы сидели в подвале - я и Сфинкс - перебирая кипы заскорузлых бумаг, стянутые проволокой. Бумаги были и совсем истлевшие, и почти целые, но все они, каждый обрывок, воняли сыростью, как будто всосали в себя километры болот. Мы рылись в них с упоением. Эту мою страсть – выкапывание прошлого Дома из самых потаенных его закоулков - разделял со мной только Сфинкс. Остальные рассматривали самую ценную добычу из подвала в лучшем случае с отвращением. Сфинкс же…

– Ого! – шептал он, натыкаясь на связку пожелтевших счетов. – Да это клад! – И мы склонялись над ними, дрожа от нетерпения, чтобы добавить еще один малюсенький штрих к картине, которую не видел никто, кроме нас.

Сукно серое.

И давние дети Дома облачались в костюмчики из серого сукна.

Мотки шерсти.

И сестры Марии и Урсулы, каждая на своей табуретке, начинали щелкать спицами (по сестре на дортуар, по табуретке на сестру), а из-под огрубевших от стирок и готовки рук выползали, свешиваясь все ниже, шерстяные носки.

Так, шаг за шагом, бумажка за бумажкой, мы складывали тот давний Дом. Мы узнали, как выглядели его комнаты, чем занимались его обитатели – и даже страсть М.А. к яблокам не осталась для нас тайной. Зачем это было нужно? Мы и сами не знали. Но разрыли содержимое подвала, как два сумасшедших крота. С 1870 до последнего выпуска. Все это время в спальню стаскивались кипы того, что Волк называл древним хламом, а Лэри использовался в качестве носильщика. Стаю заинтересовал только последний выпуск. Я составил два альбома из самых интересных документов, и мы временно охладели к раскопкам.

И вот теперь я пытаюсь объяснить Курильщику, кто такая была матушка Анна, и самому смешно, потому что это невозможно объяснить, не объясняя, чем тогда был Дом. Пока я гадаю, имеет ли это смысл, язык работает не переставая, и в какой-то момент мне уже самому становиться интересно, что это я такое плету.

– Ее здорово боялись. Чтобы ей угодить, надо было быть богобоязненным и знать наизусть кучу древних текстов, которые невозможно запомнить, а когда она помирала, то все время заставляла монашек носить к ней в комнату простыни и пересчитывала их. Это у нее в голове уже помутилось. А когда она померла, и главной стала ее бывшая помощница, то якобы видели призрак матушки Анны, как он ходит из комнаты в комнату и все считает, и пересчитывает и проверяет, в общем, никак не упокоится с миром...

Курильщик моргает и хмурится. Не сразу, потому что занят, но все же я это замечаю.

– Ты что, не веришь? Не веришь? Сфинкс!

– Это правда, – подтверждает Сфинкс. – Все так и было, как говорит Табаки.

– Но вы-то откуда об этом знаете?

– А мы знаем все. Все-все, что есть Дом!

Хотя я слукавил, умолчав про подвал, в моем хвастливом заявлении - неожиданная правда. Я с удивлением слышу ее. Это так. Это мы и искали. Все, что есть Дом. Любой человек рано или поздно спрашивает, кем был его прадед, и выслушивает семейные предания, а мы со Сфинксом спустились в подвал и сами рассказали себе все старые истории. Мне вдруг становится не по себе. Слишком уж оно наше - это место. Мы почти создали его. Ведь ни в каких подвальных бумагах не упоминался призрак, беспокойно бродивший по комнатам и пересчитывавший простыни...

………………………….



– Бросьте, – говорит Курильщик. – Такого никто не может знать.

– А мы знаем все! – возмущается Табаки. – Все-все, что есть Дом.

Сфинкс с улыбкой кивает Шакалу, Шакал кивает Сфинксу. Оба ухмыляются, и Курильщику делается тошно. Кажется все сговорились его доводить.

– А ты не спрашивай, – советует Сфинкс. – Сиди молча, и все будет хорошо.

– Может, мне лучше вообще онеметь?

Сфинкс вскакивает.

– Пошли. Прошвырнемся. Подышим уличной копотью. А то ты совсем скис.

Курильщик нехотя сползает с кровати.

– Что значит «подышим уличной копотью»? Очередной прикол?

– Почему ты не слушаешь, когда тебе что-то говорят? – спрашивает Сфинкс на ходу. – Когда отвечают на твои вопросы?

Курильщик не поспевает за ним:

– Кого слушать? Табаки?

Коридор пропускает их через себя, щерясь сочувственными улыбками. Стены кричат: «УБЕЙ В СЕБЕ КУКУШКУ!» «ПЕРЕЙДИ НА НОВЫЙ ВИТОК!»

– А хоть бы и Табаки. Табаки отвечает на вопросы лучше любого из нас. Пытается, во всяком случае.

Курильщик притормаживает:

– Ты это серьезно?

– Абсолютно.

Встречаясь глазами с девушками, Курильщик краснеет. Сфинкс шагает стремительно, словно имея в виду какую-то цель, и Курильщик вспоминает «уличную копоть», насчет которой так и не получил разьяснений.

– Мы что, и правда идем на улицу?

– А как ты думаешь?

– Черт! Хватит отмахиваться от меня этими «А как?» Никак! Никак я не думаю! Тебе что, лень лишний раз рот раскрыть? – Он вжимает голову в плечи, испуганный своей внезапной вспышкой и еще тем, что лицо Сфинкса вдруг оказывается у самого его лица.

– Курильщик... – говорит Сфинкс. – Хочешь поползать по полу?

Курильщик отчаянно мотает головой.

– Я почему-то так и предполагал, – Выпрямившись, Сфинкс отталкивает его коляску коленом. – Тогда веди себя прилично и не повышай на меня голос. Я понимаю: интересно проверить, где у Сфинкса кончается терпение. Мне и самому это иногда интересно, но не сегодня. Сегодня я не в том настроении. Так что давай договоримся... – он уходит вперед, так и не сказав, о чем они должны договорится.

Курильщик едет следом, хотя не знает, стоит ли. Кажется Сфинкс уже жалеет, что потащил его с собой. Но он не сказал, чтобы Курильщик остался, и поразмыслив, Курильщик решает все же ехать за ним, как будто ничего не случилось. У лестницы он теряет Сфинкса из виду, но съехав по пандусу, обнаруживает, что тот ждет его на площадке первого этажа.

– Не расстраивайся, Курильщик. Когда я спрашиваю, как ты думаешь, это означает только одно: что мне на самом деле хочется заставить тебя думать. Давай начнем сначала. Серьезно ли я говорил о том, что Табаки лучше слушать, чем не слушать?

– Перестань Сфинкс. Я просто так спросил.

Сфинкс заглядывает в урну, набитую окурками:

– Тебе нравится этот запах, Курильщик? Которым тянет из этого сосуда? Полагаю, что нет. Даже учитывая твою кличку, это было бы извращением.

– Тогда зачем ты спросил?

Сфинкс пинает урну и принюхивается.

– А как насчет уличной копоти? Ответь на этот вопрос - и я отвечу на твой. Ты думал, что я веду тебя в наружность? Что я прогуливаюсь там вечерами, когда у меня плохое настроение, и теперь решил взять тебя с собой? Прямо так, неодетого?

Курильщик достает сигареты:

– Мне просто было интересно, что ты имел в виду, говоря об «уличной копоти». Это неправильно?

– Ты не так спросил. Ты спросил, правда ли мы идем на улицу.

– Зачем придираться к словам? Ты ведь прекрасно понял, что я имел в виду.

Сфинкс опять пинает урну.

– Это ужасно, Курильщик. Когда твои вопросы глупее тебя. А когда они намного глупее, это еще ужаснее. Они как содержимое этой урны. Тебе не нравится ее запах - а мне не нравится запах пустых мертвых слов. Ты ведь не стал бы вытряхивать на меня все эти вонючие окурки и плевки? Но ты засыпаешь меня гнилыми словами-пустышками, ни на секунду не задумываясь, приятно мне это, или нет. Ты вообще об этом не думаешь.

Бледный Курильщик мусолит в пальцах сигарету.

– Я действую тебе на нервы. Так и скажи. Я могу ни о чем не спрашивать.

– Спрашивай о том, чего не знаешь.

– Да. Например о матушке Анне. Чтобы потом ничего не понять из ваших ответов. Это конечно очень интересно...

– Табаки попробовал о ней рассказать. Не его вина, что ты не поверил ни единому слову. Даже не попытался понять.

– Потому, что он болтал чепуху. Почему его мусор тебя не раздражает, Сфинкс? Почему его слова не кажутся тебе мертвыми? Он болтает без умолку - если бы каждое его слово превращалось в окурок, Дом бы давно погребло под ними. Осталась бы одна гигантская гора окурков.

Сфинкс вздыхает:

– Нет. Это гора окурков лишь для того, кто не умеет слушать. Научись слушать, Курильщик, - и тебе станет легче жить. Научись у того же Шакала. Слушай его внимательно. Как он задает вопросы. Он берет только то, что ему нужно. А болтовня… Он действительно болтун. И любит приврать. Но в мусоре его слов всегда прячется честный ответ, а значит, это уже не мусор. Просто Табаки надо уметь слушать. И не говори, что это невозможно. У других получается.

Курильщик смотрит на Сфинкса с возмущением:

– Сфинкс, не делай из Табаки великого гуру. Пожалуйста! Просто признай, что он на привилегированном положении. Что ему можно то, чего нельзя другим.

Сфинкс кивает:

– Хорошо. Он на привилегированном положении. Ему можно то, чего нельзя другим. Ты доволен? По-моему, нет. Чего ты хочешь на самом-то деле?

Курильщик молчит. Сфинкс выходит с лестничной клетки в коридор первого. Чуть отставая, Курильщик едет следом. Обида заткнула ему рот. Он едет, думая о том, как трудно быть белой вороной. Как тяжело им живется, и как их никто не любит.

– Возможно, я избалован, – говорит Сфинкс, не оборачиваясь. – Еще Македонским. Его бессловесным пониманием. Или даже Лордом, слишком гордым, чтобы задавать вопросы. Возможно, я пристрастен или раздражен, но, мне кажется, что и ты ведешь себя странно, Курильщик. Так, как будто мне есть в чем перед тобой оправдываться.

Курильщик догоняет его и едет вровень.

– Это правда, что ты избивал Лорда, заставляя его ползать?

Сфинкс останавливается.

– Правда. Правда Черного.

– Но это было?

– Было.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 04/05/12 :: 3:42pm
На третий раз прочтения нашла себя в Шакале Табаки ;D 8-)

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Эрин в 04/05/12 :: 4:04pm
  А чо... А в этом что-то есть, правда...

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 04/05/12 :: 11:59pm
А Юква - тормоз!  :D
Гоу иллюстрации смотреть. Там Meethos, это запредельно прекрасно: http://www.diary.ru/~greyhouse/?tag=835835
Кроме Meethos там есть еще прекрасное, а есть и откровенное "не очень", но, поскольку рисунков много, копайтесь сами уже.

Есть еще вот такое: http://www.livelib.ru/forum/post/1745 (источник: http://narara.livejournal.com/91012.html - тут вот), но оно мне меньше нравится.

А тут не рисунки, а просто интересно посмотреть.  Может быть. Вопросы - ответы, опять же. http://onhl.ru/forum/16-17-1

Так-то.

Upd. Обязательно рисунки Леголаськи смотрите там, по первой ссылке.
Гляньте, какой Слепой: http://www.diary.ru/~greyhouse/p160010390.htm?oam#more1
Вот тут еще смотреть автора: http://urdengro.deviantart.com/gallery/26303350
Автор еще и по Профессору рисует, у нас даже ссылки висели.
Upd-1. И сюда сходите. Стервятник: http://samspender.deviantart.com/gallery/28886493#/d39fcxg

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 04/30/12 :: 12:33pm
Там новое.
"Лунная дорога": http://greyhouse.diary.ru/p175455963.htm
Слепой: http://greyhouse.diary.ru/p175235394.htm
Македонский: http://www.diary.ru/~greyhouse/p175644554.htm?oam#more1

Еще вот такой Стервятник: http://www.diary.ru/~greyhouse/p175387370.htm?oam#more1
И вот такой Табаки еще специально для Юкки: http://www.diary.ru/~greyhouse/p175323599.htm?oam#more1
И еще Табаки от Марии Емельяновой, аж в двух вариантах. Раз: http://freelance.ru/users/Merrybran/?work=671542
И два: http://illustrators.ru/illustrations/331478
Ее же Стервятник: http://illustrators.ru/illustrations/331632
И ее же Македонский: http://illustrators.ru/illustrations/331477
И тут еще (плюс третий вариант Табаки, Слепой и Горбач): http://gaviota15.livejournal.com/42721.html

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Rainbow в 05/01/12 :: 2:07am

Цитировать:
Слепой: http://greyhouse.diary.ru/p175235394.htm

ужас.

А вот это...эмм...  ничего так :

Цитировать:
И вот такой Табаки еще специально для Юкки: http://www.diary.ru/~greyhouse/p175323599.htm?oam#more1

По-моему, самое удачное.

А вообще, спасибо за ссылки.
Отличный тред!)

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 05/01/12 :: 3:15am
(с любопытством) А в чем ужас?

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Rainbow в 05/01/12 :: 3:20am
неживая, невыразительная картинка.
техника интересная. но, образ передан никак. имхо, всего лишь.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Мокка в 05/01/12 :: 3:45pm
А мне как раз этот Слепой больше всех понравился (при всей нелюбви к такому полуанимешному стилю). Сделано хорошо, и поза интересная, характерная.  :)

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 05/11/12 :: 12:26pm
Скажите, а что начало  от лица Курильщика похоже на "Над пропастью во ржи" только одна я на NN-ый раз заметила?..
(вздыхая) Сдается мне, оно настолько явно, что просто всем лень говорить очевидные вещи. А у меня только сегодня просветление случилось - может, потому, что "Catcher..." сто лет не перечитывала, а переводов и вовсе не знаю.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 05/12/12 :: 3:43am
А я тоже не заметила, причем читала тоже раз семь уже точно. И сейчас, когда ты сказала, пошла перечитать. И  похоже, ага:)

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 05/12/12 :: 4:32am
Причем именно начало; чем дальше, тем оно меньше похоже. Если случайно совпало, то вообще очень интересно.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 05/12/12 :: 12:26pm
Еще новое (я думаю, пока нерационально заводить в Галерее отдельную тему, пусть уже тут лежит).

Слепой: http://greyhouse.diary.ru/p176308754.htm
И еще: http://greyhouse.diary.ru/p176258306.htm
Стервятник: http://greyhouse.diary.ru/p175979504.htm

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 05/13/12 :: 2:24am
Акварели обалденные, конечно.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Эрин в 05/15/12 :: 3:11pm

Цитировать:
Скажите, а что начало  от лица Курильщика похоже на "Над пропастью во ржи" только одна я на NN-ый раз заметила?..


  А я вот не читал просто, - Сэлинджера, угу, - а то бы может и оценил.
  Но - да, параллели, аллюзии, отсылки и отголоски - их там есть. Навскидку Кинга могу назвать, а так, пока читаешь - видишь, а потом забывется...

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 05/18/12 :: 12:56am
Рыжий: http://greyhouse.diary.ru/?tag=2894112
Слепой, Арахна, тень кота и ветер (там еще два рисунка, но они мне меньше понравились - Стервятник и Македонский): http://greyhouse.diary.ru/p176484756.htm?oam#more2
И вот еще Македонский (мне не так чтобы очень, но акварелька хороша): http://greyhouse.diary.ru/p176557064.htm

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 05/26/12 :: 11:56am
Вот такой еще Слепой: http://illustrators.ru/illustrations/374942
Самое прекрасное - антураж Леса.

Ну, и вот переиздание тут, кому надо: http://read.ru/id/1400746/
А "вКонтактники" могут заглянуть сюда: http://vk.com/club18667132

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 05/26/12 :: 6:35pm
Кстати, вКонтакте два голосования на тему любимых персонажей. Все рекорды бьют Табаки и Сфинкс, а у девочек - Русалка и Ведьма, вот же.
Прицепить нам такое же к этому треду?

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 06/12/12 :: 11:20pm
Статью нашла внезапно; местами сильно удивлялась, но все равно пусть будет.

Петросян, которую "не ждали"

Литературные мечтания и литературные ожидания

Подведение итогов десятилетия понемногу перестает быть любимым жанром критики. К середине года все подустали, да, в общем, пора бы и честь знать: давно уже отданы все долги XIX веку с его годовыми обзорами, взглядами на русскую литературу со смерти Пушкина и очерками гоголевского периода. Как бы ни хотелось, с умным видом классифицировать, итожить, ловить тенденции и “веяния” становится все тяжелее. Чем стройнее очередная концепция и очередное “видение ситуации”, тем больше шансов у наблюдателя не разглядеть что-нибудь действительно важное и живое. Это и есть, наверное, главная тенденция.
И все же на единственный соблазн хочется поддаться — попробовать выделить не столько “книгу (или роман) десятилетия”, сколько своего рода “итоговый текст”.
В конце концов, не критика объясняет литературе, какой ей быть, а литература всегда делает ход первой.
Я вовсе не хочу сказать, что “Дом, в котором…” Мариам Петросян — лучшая книга десятилетия, что она стоит на самом верху топ-листа по очередной версии, хотя роман безусловно хорош. Речь о другом.
То, что это — случай особый, стало понятно, когда еще в виде рукописи роман оказался в списке финалистов премии “Большая книга”. Затем, не победив в официальном голосовании, стал одним из лидеров голосования читательского. Кроме всего прочего, многочисленные читатели и поклонники появились у Мариам, когда “бумажной” книги еще не было, а были только две части рукописи, вывешенные на сайте “Большой книги” в интернете. Редкий случай — с читателями согласились и критики, начиная с Андрея Немзера и Ксении Рождественской и заканчивая пристрастным писательским анализом Дмитрия Быкова и Марии Галиной. И, наконец, — “Русская премия”, победа в номинации “Большая проза”.
При всей нынешней не от хорошей жизни снисходительности к новым именам случай — редкий для всякого дебюта. И еще более редкий потому, что ни в каких льготах и квотах для прозы такого уровня необходимости не было.
“Дом, в котором…” возник как будто из некоей реальности, параллельной всему, что можно было бы назвать отечественным литературным процессом, т.е. литературой, условно говоря, “большой земли”. В российскую литературную жизнь Петросян не была вписана никак. Она просто более десяти лет работала над своим романом. Так совпало, что это время оказалось первым десятилетием века. Это если говорить о времени.
Если же — о месте, то мы ведем разговор о романе, написанном армянкой, выросшей в двуязычной среде, живущей в Ереване, по ту сторону “зазора”, как однажды на страницах “Дружбы народов” обозначил сегодняшнее состояние культурных связей между Россией и Арменией Григорий Кубатьян.
Это вроде бы и так понятно: писать по-русски, живя в не таком уж и ближнем зарубежье, — нечто совершенно иное, нежели писать по-русски где-нибудь даже в Кинешме или Урюпинске, да хоть и на Камчатке, откуда тебя все равно рано или поздно стопроцентно выловят ласковой мелкой сеточкой, и если “Дебют” не дадут, то в Липки позовут точно. Пока Петросян писала свою “большую книгу”, она не успела попасть в “двадцатилетние” и “тридцатилетние” сразу двух волн, опоздала к раздаче имен и репутаций. Потрясение, о котором часто говорили члены премиального жюри и критики, было связано прежде всего с ее “внесистемностью” на фоне сложившейся и уже почти бесперебойно функционирующей системы. Роман Петросян стал для русской словесности “сюрпризом”, как абсолютно точно выразился секретарь “Большой книги” Михаил Бутов. Т.е. от литературы последнего времени ждали чего угодно, но только не “Дома, в котором…”.
Вот в этом “не ждали”, думается, и состоит главный интерес. Не зачисленная ни в какие столичные тусовки и группировки, никому не известная писательница стала реальным воплощением вечной историко-литературной утопии — подтверждением автономности литературы, противопоставленной в той или иной степени “управляемым” моделям литературной ситуации, будь то навязанный сверху соцреализм, или заботливо выращенный в инкубаторе реализм “новый”, или коммерческий культ бестселлера.
Каким бы циником ни выставлял себя среднестатистический литературный критик, сколько бы ни упражнялся в своем всезнании относительно того, что от кого и когда ждать, в глубине души почти каждый верит — все равно в этот самый момент “где-нибудь” “кто-нибудь” пишет, прошу прощения за сантименты, книгу его мечты. Думается, для многих книга Петросян стала именно такой победой литературы над литературной политикой — воплощением сознательных и бессознательных “литературных мечтаний” о том, чего в доступном варианте текущей словесности нет, но очень хочется, чтобы было.
Чистота эксперимента в случае с “Домом, в котором…” в этом смысле кажется едва ли не абсолютной. “Необычно” и “неожиданно” — слова, которые чаще всего приходится читать или слышать о романе. И, тем не менее, рискнем предположить: “Дом, в котором…” — вовсе не вызов отечественным литературным ожиданиям последнего десятилетия, а, наоборот, их закономерное отражение и переосмысление на более высоком и сложном уровне, и если присмотреться, выявятся и контекст, и среда, и влияния. В общем, те самые “тенденции” — куда же без них…

“Другая русская литература”

Каждый, кто читал роман Петросян, согласится с тем, что язык “Дома, в котором…” — отдельное удовольствие. И в том отношении, что это просто великолепный русский язык, чем отечественная проза нас в последнее время редко балует. И во всем, что принято называть словом “стиль”.
В то же время в книге не просто нет признаков какого бы то ни было национального колорита, которого принято ждать от русскоязычных авторов из бывших советских республик. Это уже большинство критиков отметили с самого начала: мир “Дома, в котором…” абсолютно вненационален.
Мы не знаем, в какой стране, на окраине какого города стоит Дом, в переводе с какого языка клички-имена героев означают Слепой, Кузнечик, Курильщик, Лорд, Красавица, Ведьма, Волк, Рыжая… Редкие имена собственные здесь тоже интернациональны и вненациональны. Один из воспитателей Дома носит имя Ральф. В эпилоге, наконец, мы узнаем, что Курильщика зовут Эрик Циммерман. То есть у обоих есть шанс оказаться и немцами, и швейцарцами, и англичанами, и вообще перед нами своего рода унифицированные “евроимена”. А место действия можно условно определить как “где-то в Европе”. Прием — типичный и для фантастики, и для притчи, но жанр здесь — отдельная тема для разговора.
Комплекс эпиграфов, скрытых и явных цитат книги отсылает, скорее, к англоязычной традиции — Киплинг, Кэрролл, Сэлинджер, Кен Кизи, Голдинг, Ричард Бах, — которая тоже представляет собой универсальный международный набор молодежного чтения.
Тема национальности, кажется, вообще не волнует автора. Петросян говорит о том, что касается всех, минуя национальное в целом. Тем самым жительнице Еревана Мариам Петросян удалось то, с чем катастрофически плохо в современной русской литературе. В своей первой и единственной книге она создала своего рода транскультурный вариант литературы, предполагающий некую главную человеческую проблематику, которая существует поверх барьеров, “зазоров” и бездн. Неудивительно, если в ближайшее время появятся переводы на другие языки — переводить Петросян будет легко. И именно в ее конкретном случае это хорошо.
В таком контексте и упомянутая проблема “зазора” начинает восприниматься по-другому. При всех понятных трудностях внелитературного свойства существование русской литературы как литературы диаспоры демонстрирует иные возможности ее развития и иные возможности существования языка. Именно это объединяет космополитическое письмо Мариам Петросян с прозой таких не похожих на нее и друг на друга авторов, как Лена Элтанг и Сухбат Афлатуни. Намеренно привожу эти имена, поскольку они наиболее ярко демонстрируют другие “иные возможности”. Русские романы Элтанг — истории как бы из европейской жизни, где местом действия может быть едва ли не половина Шенгенской зоны, как в “Побеге куманики”, или Британия “Каменных кленов”, хотя реальное пространство здесь — всего лишь условность, а абсолютной подлинностью обладает только язык. Русская проза Сухбата Афлатуни превращает Ташкент — родной город автора — в мифологическое пространство, где сплетаются древние корни Запада и Востока, поэтому, когда в новом романе Афлатуни обращается к исторической теме, он все равно возвращается в свою мистическую Азию.
Наверное, упоминание о том, что оба писателя — лауреаты известных литературных премий, в нашем контексте и не сыграло бы особой роли, но “Русская премия” Афлатуни и Петросян и “Новая словесность” Лены Элтанг образуют контуры очень интересного сюжета, который вряд ли исчерпывается премиальными темами.
Так получается, что в последнее время поиски новой художественности в русской литературе все активнее прирастают за счет писателей, живущих по ту сторону границ РФ, в том числе в странах — бывших республиках СССР. Что касается происходящего внутри границ, на той самой “большой земле” или в бывшей так называемой “метрополии”, то не покидает ощущение, что здесь русская словесность резко свернула эту программу, как американцы — исследования Луны. То есть можно, конечно, назвать десятку признанных мастеров, которые уже что-то для себя нашли и прекрасно пишут на достигнутом уровне. Еще столько же из пришедших в литературу в последние 10—15 лет наберется тех, кто, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, находится в поиске, и это будут далеко не самые известные имена. Наиболее признанным здесь окажется, пожалуй, Александр Иличевский, который тоже по происхождению и культурной генетике — “человек диаспоры”, и его последний по времени роман “Перс” это лишний раз доказывает. Но в общем и целом подавляющее большинство отечественных писателей всех возрастов сделали раз и навсегда ставку на остро социальный материал или бойкую беллетризованную биографию, четко зная, что сейчас “катит” именно это. А что касается новых художественных форм — тут особо никто ничего не ищет, считается, что старого хватает.
В этом смысле “блежнезарубежная” русская литература дает фору той, которая находится внутри рубежей, и это уже невозможно не замечать. По крайней мере, когда задумываешься, есть ли что вообще сказать миру на нашем языке — помимо, разумеется, вечной песни о том, что “Россия гибнет” и “как страшно (вариант — скучно) жить”, — на память приходят те самые два десятка безнадежно отставших от моды искателей плюс — вышеупомянутая “альтернативная” словесность, другая русская литература, существующая на постсоветском пространстве.
Вот Мариам Петросян — тоже из тех, кому точно есть что сказать.

Герои, которые не хотят расставаться с детством

То, что герой-ребенок и герой-подросток за минувшее десятилетие стал одним из главных в современной прозе, критикой отмечалось многократно.
С одной стороны, так сказывается общее для отечественной культурной ситуации в целом внимание к детству и отрочеству как определенным экзистенциальным темам, что проявилось еще в конце 1990-х и продолжается и поныне. “Хмурые мальчики” Олега Павлова из автобиографической прозы начала 2000-х годов теперь перекочевали в его новый роман “Асистолия”. Ганимеда из “Похорон кузнечика” Николая Кононова сейчас вспоминают редко, что совершенно несправедливо, потому что этот яркий роман во многом стал первопроходческим. Зато детство как переживание и самоощущение стало одной из постоянных тем антологий короткой прозы ФРАМ, ежегодно объединяющих под своей обложкой Линор Горалик, Феликса Максимова, Сергея Малицкого и еще многих других. То, что почти в каждой новой книжке, составленной Максом Фраем, четверть, если не треть рассказов будет о детстве и детях, уже стало традицией и “визитной карточкой” антологий. Кстати, именно здесь легче всего обнаружить продолжение той линии, которую наметил Кононов в “Похоронах кузнечика”: детство как переживание на пределе возможного жизни, смерти, любви, счастья, как время абсолютной близости к предельным точкам бытия интересует авторов очень разных, абсолютно не схожих друг с другом по взглядам и манере письма. Другой полюс того же рода литературы — детство, мучительно переживаемое как персональный ад, созданный взрослыми. Не случайно “Похороните меня за плинтусом” Павла Санаева продолжает бить рекорды продаж до и после экранизации.
С другой стороны — за какие-то 10—15 лет прокатилось сразу несколько “волн” прозы “двадцатилетних”, пишущих о подростках и молодежи — т.е. о себе и своих сверстниках, — начиная с Захара Прилепина и Сергея Шаргунова и заканчивая Сергеем Чередниченко, Максимом Свириденковым, Алексеем Лукьяновым, Егором Молдановым. Эта проза по большей части развернулась от экзистенциального к социальному, но кое-где не утратила психологической достоверности как фотографически точное изображение “с натуры”.
Так что подростки Петросян пришли в русскую словесность вовсе не случайно и не на пустое место, а оказались в очень густонаселенном пространстве. Кстати, “подростковость” и книги, и героев в определенной степени оказалась преувеличенной. Может быть, определение целевой аудитории (“для среднего и старшего возраста”) стало своего рода попыткой издательства LiveBook, специализирующегося на литературе, которую в хорошем смысле можно обозначить как “неформат”, привлечь дополнительного читателя, хотя книга-то явно не имеет отношения к детской литературе. Правда, этот читатель (подразумевалось, что — юный) нашел книгу и нашел бы ее в любом случае сам по себе (о том почему — поговорим чуть позже). Да и сами герои в неретроспективных частях книги и тем более в эпилоге — скорей, не дети, а юноши и девушки, молодые люди.
И все же “Дом, в котором…” — в первую очередь, конечно, роман о детстве и отрочестве, о травме и страхе взросления. Сама Мариам Петросян говорит о своей главной теме так: “у моих героев тот же комплекс, который есть и у меня, — они не хотят расставаться со своим детством. Собственно, вся книга про это. Не совсем, конечно, но, по большей части, их страх перед “наружностью” — это страх вырасти”.
Этот страх возникает тоже не просто так. Он становится оправданным и закономерным ответом на возможность не прожить и не пережить в полной мере то, что дается и так ненадолго, — особую интенсивность сознания и чувства. Не случайно герои “Дома, в котором…” по-человечески очень значительны именно в том состоянии, в котором пребывают. Скидок на возраст им не требуется. Границы юности некоторые из них так и не перешагнут, но это не значит, что они не успеют состояться. Замкнутость героев в стенах Дома, их вынужденная отрешенность от обыденных забот “наружности” освобождает им больше времени для того, чтобы жить фантастически прекрасной, опасной и наполненной жизнью. Это — одна из главных причин не воспринимать роман как повествование о детях-инвалидах и даже как историю преодоления. Преодолевать жителям Дома нечего: если нет рук — они открывают дверь, точным ударом ноги опуская дверную ручку, если слепы — способны видеть мир и его предметы внутренним зрением, если ограничены в движениях — совершают мистические путешествия на ту сторону бытия. Их несбыточные мечты стать “целыми” — скорее, дань древнему подростковому страху перед инициацией и одновременно желание ее. Физическая ущербность, увечья и болезнь превращаются здесь в метафору вечной недостаточности отрочества, юности как недовольной собой “недо-взрослости”. Нормальное подростковое самоощущение, в котором комплекс неполноценности (“я — урод!”) граничит с нарциссизмом, имеет к душевному строению героев Петросян гораздо большее отношение, нежели знаменитая книга Гальего, которую многие уже поспешили записать едва ли не в первоисточники “Дома, в котором…”
Если речь скорее уж не об источниках, а о предшественниках, то здесь стоит снова вспомнить героя Николая Кононова с его эстетическим (и потому — совершенно подростковым) отношением к миру по принципу “брезгую — не брезгую”, “люблю — не люблю”.
Достаточно привести страничку из дневника Табаки, одного из самых глубоких в романе и, по признанию Мариам Петросян, самого близкого автору персонажа:

“Я не люблю истории. Я люблю мгновения. Люблю ночь больше утра, луну больше солнца, а здесь и сейчас больше любого где-то и потом. Еще люблю птиц, грибы, блюзы, павлиньи перья, черных кошек, синеглазых людей, геральдику, астрологию, кровавые детективы и древние эпосы, где отрубленные головы годами пируют и ведут беседы с друзьями. Люблю вкусно поесть и выпить, люблю посидеть в горячей ванне и поваляться в снегу, люблю носить на себе все, что имею, и иметь под рукой все необходимое. Люблю скорость и боль в животе от испуга, когда разгоняешься так, что уже не можешь остановиться. Люблю пугать и пугаться, смешить и озадачивать. Люблю писать на стенах так, чтобы непонятно было, кто это написал, и рисовать так, чтобы никто не догадался, что нарисовано. Люблю писать на стенах со стремянки и без нее, баллончиком и выжимая краску прямо из тюбика. Люблю пользоваться малярной кистью, губкой и пальцем. Люблю сначала нарисовать контур, а потом целиком его заполнить, не оставив пробелов. Люблю, чтобы буквы были размером с меня, но и совсем мелкие тоже люблю. Люблю направлять читающих стрелками туда и сюда, в другие места, где я тоже что-нибудь написал, люблю путать следы и расставлять фальшивые знаки. Люблю гадать на рунах, на костях, на бобах, на чечевице и по «Книге Перемен». В фильмах и в книгах люблю жаркие страны, а в жизни — дождь и ветер. Дождь я вообще люблю больше всего. И весенний, и летний, и осенний. Любой и всегда. Люблю по сто раз перечитывать прочитанное. Люблю звуки гармошки, когда играю я сам. Люблю, когда много карманов, когда одежда такая заношенная, что кажется собственной кожей, а не чем-то, что можно снять. Люблю защитные обереги, такие, чтобы каждый на что-то отдельное, а не сборники на все случаи жизни. Люблю сушить крапиву и чеснок, а потом пихать их во что попало. Люблю намазать ладони эмульсией, а потом прилюдно ее отдирать. Люблю солнечные очки. Маски, зонтики, старинную мебель в завитушках, медные тазы, клетчатые скатерти, скорлупу от грецких орехов, сами орехи, плетеные стулья, старые открытки, граммофоны, бисерные украшения, морды трицерапторов, желтые одуванчики с оранжевой серединкой, подтаявших снеговиков, уронивших носы-морковки, потайные ходы, схемы эвакуации из здания при пожарной тревоге; люблю, нервничая, сидеть в очереди во врачебный кабинет, люблю иногда завопить так, чтоб всем стало плохо, люблю во сне закинуть на кого-нибудь, лежащего рядом, руку или ногу, люблю расчесывать комариные укусы и предсказывать погоду, хранить мелкие предметы за ушами, получать письма, раскладывать пасьянсы, курить чужие сигареты, копаться в старых бумагах и фотографиях, люблю найти что-то, что потерял так давно, что уже забыл, зачем оно было нужно, люблю быть горячо любимым и последней надеждой окружающих, люблю свои руки — они красивые, люблю ехать куда-нибудь в темноте с фонариком, люблю превращать одно в другое, что-то к чему-то приклеивать и подсоединять, а потом удивляться, что оно работает. Люблю готовить несъедобное и съедобное, смешивать разные напитки, вкусы и запахи, люблю лечить друзей от икоты испугом. Я слишком много всего люблю, перечислять можно бесконечно.
А не люблю я часы.
Любые.
По причинам, которые утомительно перечислять. Поэтому я этого делать не буду”.


     Это восторженное, взахлеб сотворение детского (или подросткового) мира в одной-единственной “записке у изголовья” отчасти приоткрывает механизмы счастья, которые приводят в движение барочную махину почти тысячестраничного повествования, внешне мрачноватого и тревожного. “Я слишком много всего люблю, перечислять можно бесконечно” — наверное, одна из максимально точных формул детства, с которым не хочется расставаться.

Я на ёлке рос, меня ветер снес…

Но в романе Петросян есть еще одно измерение детства и отрочества, куда менее воодушевляющее. Само собой сложилось, что сразу четыре значительных литературных события минувшего года оказались объединены темой сиротства и казенных домов для ничейных детей. Кроме “Дома, в котором…”, прошлый год принес “Крещенных крестами” Эдуарда Кочергина и “Трудное детство” Егора Молданова.
Сговориться авторам было очень трудно.
Если Мариам Петросян, художница и в прошлом — мультипликатор, живет в Ереване, то главный художник БДТ и один из малоизвестных, но признанных знатоками классиков современной прозы (теперь, правда, лауреат “Нацбеста”, что автоматически должно принести известность большую) Эдуард Кочергин — петербуржец. Благодаря Егору Молданову, получившему “Дебют” за “Мужество в литературе”, читатели узнали, что есть такое место в России — поселок Хорогочи Амурской области. Понятно, что Петербург, Ереван и Тындинский район — это не просто местоположение в пространстве. В нашем случае это вообще разные пространства. Как и то, что 70 лет, 40 и теперь уже навсегда 22 года трагически короткой жизни Егора Молданова — не просто разные измерения возраста. При нынешнем состоянии общества это, скорее, не вехи принадлежности к поколению, а параллельные времена.
И, тем не менее, в русскую словесность герои этих писателей пришли одновременно. Увечные подростки Мариам Петросян — вот здесь важно, что все они — “колясники” и полукоматозники, безногие, безрукие — искореженные обитатели Дома, от которых собственного спокойствия ради отказались родители. При живых родителях “госовские”, то есть государственные, казенные жители приюта под названием “Клюшка” — это у Молданова, тоже изувеченные жизнью в прямом и переносном смысле. Они же — “пацаны, шкеты, козявы и колупы — «дэпэпэшники»”, малолетние отпрыски “врагов народа”, население сталинских детприемников, как у Кочергина. В общем, все, о ком написал неведомый гений сиротского фольклора, вынесенный в эпиграф “Крещенных крестами”:

Я не мамкин сын,
Я не тятькин сын,
Я на ёлке рос,
Меня ветер снес.


И даже вышедший в прошлом году русский перевод “Условно пригодных” Питера Хега как будто вписался в некую отечественную парадигму: место действия — еще одно “кукушкино гнездо”, частная школа для трудновоспитуемых, полуприют, полу-элитарное заведение, в котором проводится тайный эксперимент по превращению “условно пригодных” членов общества в “безусловно пригодных”. Все остальное тоже узнаваемо — авторитарные воспитатели, одиночество и страх. Узнаваемы и герои — подросток-сирота с диагнозом “отставание в развитии”, юная психопатка, мать которой покончила с собой, и малолетний убийца собственных родителей.
Совершенно неважно, когда и где что происходит: при Сталине, при Путине—Медведеве, в ирреальном пространстве-времени Дома, в Норвегии начала 1970-х. Мироощущение брошенного ребенка остается некой постоянной величиной отечественной реальности.
Мотив сиротства и раньше присутствовал в современной прозе как символ культурного разрыва, отсутствия культурной преемственности. Несколько лет назад это наиболее четко выразил Захар Прилепин словами героя романа “Санькя”: “Мы — безотцовщина в поисках того, чему мы нужны как сыновья”.
Герой-ребенок-сирота (ребенок, от которого отказались родители, сдав его в “дом, в котором…”) — еще и постоянный герой прозы Алексея Лукьянова (“И вот решил я убежать …”, “Жесткокрылый насекомый”), заявившего о себе несколькими годами позже. Рассудительный не по-детски Элэм из рассказа “И вот решил я убежать” и его друзья из детприемника, среди которых есть и сиамские близнецы (все, как у Петросян), очень легко прижились бы в “Доме, в котором…”
А если мы вернемся к новейшим текстам, то нить, соединяющая внешне несоединимое, все же была протянута: одна из первых и, на мой взгляд, лучших рецензий на роман Петросян принадлежит именно Егору Молданову1.
То, что бывший детдомовец, написавший если не полностью автобиографическую, так, по крайней мере, претендующую на роль реалистической историю, опознал “Дом, в котором…” как “свое”, очень симптоматично. Практически все рецензенты единодушно отмечают, что Дом Петросян — отнюдь не реальный специнтернат, и реальность подобных заведений куда как жестче и вовсе не обладает той зловещей, но чарующей таинственностью, которая присуща Дому. Тем не менее “Клюшка” из “Трудного детства” чем-то его напоминает. Наверное, в первую очередь особой атмосферой чудесного, которую способно создать одинокое детское воображение, даже если это чудесное имеет явно злую природу. Кроме того, в обоих случаях описывается мир детей, сиротство которых является постоянной величиной их жизни. Это еще одна детская мечта и одновременно один из главных детских страхов. Немногочисленным взрослым вход на детскую территорию не то чтобы совсем воспрещен, но значительно ограничен. “Хорошие” взрослые в конечном счете оказываются бессильны помочь тем, кто в беде, или не успевают спасти, будь то Лось или Ральф из “Дома, в котором…”, Большой Лелик или Железная Марго из “Трудного детства”.
По большому счету, и мир Дома, и мир “Клюшки” — это мир детей, отказавшихся от взрослых, которые отказались от них. Сиротство в его новой разновидности — не следствие утраты, а результат отказа, как происходит с Лордом или Кузнечиком-Сфинксом у Петросян, или “разусыновления”, как в “Трудном детстве”. Сам по себе этот последний сюжет выдает в авторе кого угодно, но не реалиста. Уже процедура “разусыновления” приемного ребенка выглядит чрезвычайно наивно, и в жизни так дела не делаются, достаточно спросить любого работника опеки. Но в этом и состоит художественная сила — детское, архетипическое, темное пробивается в этой истории на поверхность. Типичный детский страх “мои родители — на самом деле не мои” умножается на предательство: “усыновители” отказываются от ребенка просто потому, что он не оправдал их надежд. В этом отношении герои Молданова и Петросян сближаются еще больше: и тех, и других предал взрослый мир, и они обустроились в своем: и те, и другие не хотят в “наружность”, оставаясь кто за серыми стенами Дома, кто — за тюремной стеной. Им некуда хотеть и не к кому возвращаться. Молдановскому герою от этого еще больно, героям Петросян — уже нет. Тот, кого забирали в предательский мир взрослых, будет во что бы то ни стало стремиться назад, как Лорд из “Дома, в котором…”
Здесь главное отличие обеих историй от невыдуманных “записок на коленках” Эдуарда Кочергина. У него рассказана история прямо противоположная — тоже о сиротах при живых родителях, но это история “бегов”. Собственно, вся книга Кочергина — один невероятный рассказ о совсем крохотном ребенке, только-только вылупившемся из “козявной палаты”, гулаговских яслей, он бежит через всю страну в родной Питер, к матке Броне, у которой его отняли и которую отняли у него. Собственно, “Крещенные крестами” — это эпос возвращения к матери, воссоединения с домом, родом, крестным и тетками, родным языком.
Поразительно, что ни у Петросян, ни у Молданова никто не бегает. Ходят и возвращаются. Потому что некуда бежать.

Детство сверхчеловечества

Эту загадку “Дома, в котором…” по-своему разгадывает Дмитрий Быков, увидевший за серыми стенами Дома заповедник для сверхлюдей. Зачем стремиться в наружность, если ты и так “юберменьш” и можешь если не управлять телепрограммой, то — превращаться в дракона или, не покидая коляски, перемещаться на иную сторону бытия. Аналогия с “самоварами” Михаила Веллера оказалась странной, но не совсем безосновательной.
Просто тогда уж стоило рассматривать контекст гораздо шире: мода на “преодоление человеческого в человеке” в современной словесности гораздо шире, и на протяжении всего десятилетия кого мы только не насмотрелись: ангелов, демонов, вампиров, оборотней, светоносных сущностей. И все с тем же требованием преодоления человеческого.
“Иногда сверхчеловеком становится тот, кто все потерял, иногда тот, кто все отдал (но никогда не тот, у кого все отняли). Иногда сверхчеловеком становится гений, а иногда бездарь, осознавшая себя бездарью. Сверхчеловеком можно стать от любви, а можно — от отвращения”, — пишет Быков1.
Все-таки, думается, отвращение здесь ни при чем.
Тема пост- и сверхчеловека возникает в связи с романом Мариам Петросян неизбежно, но все же контекст здесь иной. Скорее, “масскультовый”.
Начнем с того, что главный ребенок-подросток-сирота-помеченный увечьем (шрамом на лбу), он же — сверхчеловек массовой литературы (да и киноиндустрии “нулевых”) — это, конечно, Гарри Поттер.
Главный “Дом, в котором…” — Хогвартс.
Другое очевидное влияние — аниме-культуры — в первую очередь подсказывает особая образность “Дома, в котором…”. Многие персонажи Мариам Петросян были сначала нарисованы автором и только потом стали частью текста. Сам принцип создания образа в романе — скорее, визуальный, идущий от одной или нескольких броских деталей, выделяющегося цветового пятна: Ведьма — шляпка и рот, Курильщик — красные кроссовки, первое явление Табаки — три цветные жилетки и три майки, свисающие одна из-под другой, плюс оранжевая чалма. Особую роль играют глаза и цвет глаз. Все это — типично анимационные приемы, что совершенно неудивительно в случае с Мариам Петросян, проработавшей несколько лет сначала на “Союзмультфильме”, потом — на студии “Арменфильм”. Графика Петросян-художницы также отчасти несет на себе влияние аниме, и в своих интервью Мариам часто признает, что эстетика аниме в романе присутствует. Правда, это присутствие не исчерпывается практической визуальностью ее письма.
Сам сюжет: герои-подростки, обладающие уникальными способностями, — один из наиболее типичных для аниме-культуры: достаточно вспомнить такую классику жанра, как “Сейлор-Мун”, “Наруто”, “Белый крест”, “Хеллсинг” и т.д. Структура повествования в “Доме, в котором…” напоминает анимешную сагу с ее сиквелами, приквелами и ретроспекциями. Интересно, что это тоже своеобразный ответ на еще одно литературное ожидание — всеобщую тоску по большой эпической форме. В обстоятельствах, когда большой русский роман почти приравнялся к интернациональному канону novel — 120 страниц в среднем, — Мариам Петросян удалось написать “большую книгу”, которой зачитываются. Причем роль поколений в этой новой саге играют выпуски питомцев Дома.
А еще можно вспомнить “Людей Икс” (и неоднократно вспоминали!) со всей продукцией студии Marvel — начиная с комиксов и мультсериала и заканчивая кинематографической тетралогией. Тема “икс-менов” действительно проходит где-то очень близко от “Дома, в котором…”, особенно в той части, где напуганных и одиноких юных сверхлюдей-мутантов собирает в школе-интернате для особо одаренных профессор Ксавье. Не случайно популярность этого сюжета в современной массовой культуре, и особенно у молодой аудитории, связывают прежде всего с мотивом детского одиночества, понятого как сверхчеловечество.
     Эти коды новейшей масскультовой мифологии прекрасно считывают юные читатели. Поэтому у Мариам Петросян сразу же появилось значительное количество сетевых фанатов. Кажется, по “Дому, в котором…” уже пишут фанфики. Что еще нужно в наше время для славы…

1 Егор Молданов. Парадоксы "Дома, в котором" Мариам Петросян // http://livebooks.ru/goods/dom_v_kotorom/dom_arist/
2 Дмитрий Быков. Порог, за которым // http://www.gzt.ru/topnews/culture/-porog-za-kotorym-/291098.html

© Ольга Лебёдушкина
Отсюда
: http://fantlab.ru/article595

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 06/22/12 :: 9:57pm
Seras принесла прекрасное.
Ральф: http://greyhouse.diary.ru/p177641724.htm
Ну, И Рыжая: http://greyhouse.diary.ru/p177780347.htm

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 08/06/12 :: 7:15am
Сфинкс и Слепой, Табаки, еще Слепой (отдельно), Стервятник, Македонский и опять Табаки, куда ж без него: http://greyhouse.diary.ru/p178860757.htm?oam#more1
А если порыться у автора, то можно еще найти, к примеру, Сфинкса и Курильщика: http://vk.com/photo5086146_282414160
Было у меня подозрение, что я там еще Рыжую углядела, но не уверена, поэтому сами смотрите.

Ну, и Meethos, а как же, это наше очень многое.
Стервятник (один и с Р Первым): http://greyhouse.diary.ru/p178761969.htm?oam#more1
Слепой и Крыса: http://greyhouse.diary.ru/p178766928.htm
Ну, и Акула: http://greyhouse.diary.ru/p178780644.htm

И еще несколько странных иллюстраций, сюрреалистических, но что-то в этом есть (первые 14 штук): http://moonzayats.com/illustrations.html

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано TAtYana в 08/06/12 :: 9:00am
Во, "сюрреалистические" мне нравятся. А то остальное... нихачу никого обидеть, но тоска берет.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 08/06/12 :: 11:29am
Ну, это как те фломастеры, которые разные :)

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано TAtYana в 08/06/12 :: 11:53am
Ну они все 1) однотипные - после 5-й картинки кажется, что ВСЁ нарисовано одним усредненным автором 2) без сюжета и композиции, типа-портрет - а очень хороший рисунок в манере "с заднего листа тетрадки" все равно таковым остается...

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 10/03/12 :: 8:18pm
Стены, рисунки Леопарда: http://greyhouse.diary.ru/p180773074.htm?oam#more1
С игры: http://greyhouse.diary.ru/p180519705.htm?oam#more1
Такие вот Русалка и Сфинкс: http://greyhouse.diary.ru/p180830511.htm


Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано TAtYana в 10/04/12 :: 8:42pm

Цитировать:
Такие вот Русалка и Сфинкс: http://greyhouse.diary.ru/p180830511.htm


Воооооот! Могут же, когда хочут! :)

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 10/08/12 :: 6:11pm
А это тоже своего рода иллюстрация: http://irondragonfly.livejournal.com/600655.html

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано eotvi в 10/09/12 :: 11:06am
Элхэ, спасибо!

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 10/20/12 :: 9:07am
Сфинкс, Слепой и Стервятник (повзрослевшие, сдается мне): http://greyhouse.diary.ru/p181628714.htm
Крыса (косплей, фото): http://greyhouse.diary.ru/p181445304.htm?oam#more1


Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 10/20/12 :: 9:09am

«Я сошью себе рубаху
Из крапивного листа…»
«Бродяга»


Ночь накануне отбытья в город, адская морось, табачный дым. И полчаса ещё есть на сборы; дальше, уставившись недвижим на обезличенный подоконник, – я ничего не забыл забрать? – в свете наружности, как покойник; только не хочется умирать, хочется чаю, не торопиться, хочется кутаться в тёплый плед. Что там, на кресле, блеснуло? Спица? Веретена здесь,— по счастью, — нет, чтоб уколоться и спать столетье. Что ж это мысли вокруг да ок… сказок, которые рано детям, песен, которые невдомёк взрослым?! И сам-то я кто отныне – завтрашний мальчик с седым виском, в каждой непрожитой годовщине видящий крошечный Рубикон.

…Семь свитеров – мне хватило лета, пряжи крапивной, огня свечей, чуткости пальцев и веры в этот мир. Умостившийся на плече лямкой, рюкзак невелик, не тяжек; дверь запереть, да шагнуть в росу, горбясь под спудом иной поклажи, — больше я, вправду, не унесу. Дальше – отростком шоссе знакомым, мимо заправки, столбов-гвоздей… явью сквозь сон, доберусь до Дома. Дом – это вовсе не «что», а – «где…».
Стая окружит, нестройным хором гикая, хлопая по плечам. Я протяну им подвядший ворох: «Нате, примерьте. Я обещал».

(с) Сатори Ивадзику
Отсюда:
http://greyhouse.diary.ru/p181147105.htm

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 12/01/12 :: 9:05am
Акварели тут вот: http://greyhouse.diary.ru/p182857445.htm?oam#more2
или тут: http://vk.com/album1664858_162680708

Тут ответы Мариам на вопросы читателей: http://greyhouse.diary.ru/p182725833.htm

Слепой и Сфинкс, плюс Лорд отдельно. Лорд лично мне не очень (по той же причине, по которой мне как правило не очень эльфы), но я свое мнение не навязываю: http://greyhouse.diary.ru/p182557853.htm

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 12/02/12 :: 8:36pm
Слушайте, а скажите мне, почему Ральф "перепрыгнувший"? Перепрыгнуть - это я так понимаю, прыгнуть на изнанку Дома. Нуу... и Ральф почему это? И почему это невежливо?

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 12/06/12 :: 8:55am
Прям страшусь предполагать. Те, которые на Изнанку прыгают - те Прыгуны. А Ральф, что-то мне сдается, "перепрыгнул" на другой Круг, не будучи при этом вполне "своим" в Доме. А уж почему невежливо - не решаюсь предположить. Ты бы в сообществе спросила. я не аналитик, я просто книжки читаю ;)

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 01/13/13 :: 9:39pm

Цитировать:
Лорд лично мне не очень (по той же причине, по которой мне как правило не очень эльфы), но я свое мнение не навязываю: http://greyhouse.diary.ru/p182557853.htm


Кстати, о птичках. Там у автора словами Курильщика сказано, что Лорд похож на молодого Боуи. Вот такой примерно он должен быть, значит: http://vev.ru/uploads/images/00/01/64/2012/01/24/tumblr_ly9k8757111ro26beo1_500.jpg

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 01/28/13 :: 7:58pm
Наброски, мне понравилось: http://skolz.deviantart.com/gallery/38173603
И немножко юмора: http://greyhouse.diary.ru/p184819675.htm?oam#more1

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 03/23/13 :: 9:04am
О как. http://anndr.deviantart.com/art/The-House-360220777
http://anndr.deviantart.com/art/dreams-untold-360843420

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Эрин в 03/23/13 :: 12:00pm
  Отзыв.
  Верхняя из двух ссылок: подборка очень сильная, и рисовал Мастер, и я, - крайне редкий случай, - весьма впечатлен и с большинством трактовок образов согласен полностью. Но...
  Парадно-портретные почти все :(
  То, что я называю "настоящие, но не живые".
  И художника, главное, критиковать смысла нет: западный он просто, ну и всё. Видит так. Всех...
  Будь оно нарисовано похуже-попроще - прошел бы мимо, потому как не зацепило, - и чего говорить. а так - ну вот...

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано TAtYana в 03/23/13 :: 3:21pm
Мне как раз такое нравится; я в них как раз и вижу - людей и персонажей. А в анимешностях типа митосовских - увы.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Эрин в 03/23/13 :: 7:33pm
  Так и мне анимешности тут как бы... никуда.  :-/
  И людей я здесь вижу. :( Однако вот.... :-/ В смысле - см. выше.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Юкка в 03/23/13 :: 11:18pm
Мне вот кстати тоже нравится вот это вот: http://anndr.deviantart.com/art/The-House-360220777
А насчет парадности - так тут диджитал арт, чисто компьютерная техника. Зато как лица вылеплены, блин, чувствуется, что "из рук мастера". Нет, серьезно, отлично, отлично. Дело тут не в западности, а во владении планшетом. Вот он владеет круто, без всяких фильтров, без спецэффектов, как любым инструментом. Живопись это. цифровыми средствами. Не знаю... Ленинградская школа, только планшетом.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 03/24/13 :: 10:25am
Я еще постёбище не вешала?.. Держите тогда.
http://greyhouse.diary.ru/p186135593.htm
http://greyhouse.diary.ru/p186362107.htm

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 06/03/13 :: 5:44pm
Я вешала, но, кажется, не всё: https://vk.com/album-46200701_166112851

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 08/18/13 :: 11:31am
Фотосессия - Слепой: http://greyhouse.diary.ru/p190858269.htm?oam#more1
Слепой, Лорд и Македонский: http://greyhouse.diary.ru/p190847803.htm?oam#more1

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 08/27/13 :: 2:56pm
Небольшой фильм "по мотивам": http://may-witch.livejournal.com/432976.html
Или здесь: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=-8GG7_KmcsY

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 10/09/13 :: 5:52am
Вот, а я-то все думала, почему никто не рисует ту самую рыбу в ветвях дуба. Но и правда, батик - видимо, лучший вариант: http://greyhouse.diary.ru/p192080639.htm?oam#more2

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 12/28/13 :: 7:52pm
Смотрите, какой Горбач хороший: http://greyhouse.diary.ru/p194173040.htm?oam#more1
Насчет качества, "учиться" и прочая даже не хочу, потому что очень адекватно, по-моему.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 01/10/14 :: 11:05pm
Вот такой Табаки. http://greyhouse.diary.ru/p194522811.htm?oam#more1

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Ветка сакуры в 01/28/14 :: 8:42pm
Слепой - http://greyhouse.diary.ru/p195060894.htm
Как точно заметили в комментах: "ох уж этот Слепой, с его темным обаянием..."

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 04/08/15 :: 12:20am
"Он был тонкий, весь в веснушках. В старой, потрепанной куртке, в штопаном домашнем свитере, в джинсах с потертыми коленками. Глаза его были, как целый мир. Как заброшенная планета. Руки с длинными, тонкими пальцами. Обкусанные до крови заусеницы." (с)



Сфинкс и Слепой



"Скуластая, узкоглазая, с выкрашенными в изумрудный цвет волосами, до ужаса похожая на куклу." (с)



Вот ЖЖ автора, это прекрасно и там будет еще: http://rittare.livejournal.com/

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 04/08/15 :: 12:23am
Я протеряла Рыжего, позор и стыд.
«На Сфинкса печально смотрят темные глаза в медных ресницах, а худое лицо их владельца принадлежит какому-то незнакомцу, который никак не может быть Рыжим. Исчезли бритые брови, шрамы на подбородке, мерзкая ухмылка. Глаза ангела стерли их, изменив лицо до неузнаваемости. Длится это наваждение пару секунд, после чего Рыжий надевает очки, и ангел исчезает. Остается неврастеник и извращенец.» (c)



Автор всё тот же.

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Элхэ Ниэннах в 07/28/15 :: 3:46pm
Если кому интересно, команда "Дома" будет на фэндомной битве: http://www.diary.ru/~fkvoting-2o15/

Заголовок: Re: Дом, в котором…
Создано Лигейя в 12/12/17 :: 3:34pm
О. одна из любимых книг. Жаль, что больше Мириам не писала.

WWW-Dosk » Powered by YaBB 2.5 AE!
YaBB © 2000-2009. Все права защищены.

Localization by mySOPROMAT.ru