WWW-Dosk
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl
Библиотека >> Галерея >> Каллиграфия
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1208523699

Сообщение написано Юкка в 04/18/08 :: 4:01pm

Заголовок: Каллиграфия
Создано Юкка в 04/18/08 :: 4:01pm
Как же начать новую тему, как не с описания демона!:)

http://community.livejournal.com/ru_calligraphy/117913.html?style=mine#cutid1

"Титивиллюс. Демон — покровитель каллиграфии.

В других ремеслах помнят своих мастеров, в других искусствах почитают святых покровителей, но только каллиграфы могут похвастаться покровителем-демоном. Нижеследующее описание этого единственного в своем роде средневекового демона Титивиллюса основано на обрывочных письменных источниках, соединенных вместе некоторыми вольными допущениями.
Титивиллюс родился в умах монахов средневековья, он был создан в шутку, но для выражения серьезной мысли. Однообразие монашеской жизни брало свое, и иногда монахи переставали быть внимательными, ошибались, путая и пропуская слова.  Монахам надо было напоминать о грехе невнимательности. Самое раннее упоминание о Титивиллюсе появилось около 1285 года в трактате Джона Уэльского «Tractatus de Penitentia». Следующее упоминание, в начале XIV века, принадлежит иерусалимскому патриарху Петру де Палюде, который сказал во время службы: «Fragmina psalmorum Titivilluys colligit horum», что в вольном переводе означает «Титивиллюс собирает обрывки псалмов». Невидимо шныряя по церквям, Титивиллюс подслушивал каждую оговорку и нелепость, случавшуюся в службах. Однако монахи не любили ошибки в письме и копировании не меньше, чем ошибки при чтении и пении. Несмотря на то, что упоминаний о его интересе к ошибкам писцов не появляется до XV века, логично предположить, что он мог проследовать за монахами от службы в скрипторий, чтобы подсмотреть за ошибками там.

Демоническая сущность Титивиллюса проявлялась в том, что он делал, заметив ошибку. Сообщение Джона Уэльского подтверждается в нескольких других манускриптах: на  Лондон, Британский музей, Арундел 506 папка 46  — «Титивиллюс должен был каждый день наполнить свой мешок тысячу раз», и эти ошибки он потом относил к Дьяволу, где каждый грех аккуратно записывался в книгу против имени монаха , чтобы быть зачитанным в судный день.

Можно было подумать, что Титивиллюсу было легко находить ошибки. В манускрипте , созданном в 1325-28 годах, 15 святых помещены в неверное место в календаре, а имена более 30-и написаны с ошибками. На мешок точно хватило бы. Но присутствие Титивиллюса очевидно давало о себе знать, монахи вскоре стали более внимательными и к 1460-му году ошибок в скрипториях стало столь мало, что ему приходилось прокрадываться по хорам с полупустым мешком, в поисках «болтунов, зевунов, сонь, торопыг и мямлей».

Но дьявол свое возьмет. Где-то в 15-м веке он догадался, что гораздо лучше заставлять переписчиков удваивать, утраивать и учетверять свои ошибки. И он не минуты не терял при исполнении этого плана.

Переписчики переутомленные возросшим спросом на книги для университетов, снимали с себя ответственность за ошибки в манускриптах, сделанных ими в спешке. Они говорили, что их заставил ошибиться Титивиллюс. И Титивиллюс, признаваемый, как причина их ошибок стал покровителем, а не проклятием, так как он избавлял их от вины.

Творение средних веков, Титивиллюс испугался света Просвещения и его имя вскоре было забыто, но от его ежедневного оброка его никто не освобождал. По мере того, как печатный пресс увеличивал свою популярность, а каллиграфия близилась к своему закату, он освоил новые занятия.

Благочестивый монах, редактируя манускрипт Анатомия Мессы в 1561 году был вынужден добавить к всего-то 172 страницам текста список опечаток на 15 страницах, рекордное количество для столь короткой работы. Список опечаток открывался объяснением монаха, что это, вне сомнения, было работой дьявола. Манускрипт каким-то образом попал в водосток на пути к печатнику, который загадочным образом совершил это непревзойдённое количество ошибок, набирая его.

Сикст Пятый, папа с 1585 по 1590 годы, очевидно не зная о существовании Титивиллюса, благословил печать Библии Вульгаты в переводе Джерома. Для верности он выпустил буллу, автоматически отлучавшую от церкви любого печатника, допустившего изменения в тексте, и приказал напечатать эту буллу в начале Библии. Он лично просмотрел каждый выходящий из под пресса лист. И однако напечатанная Библия Вульгата содержала так много ошибок, что печатники вынуждены были выпускать листы исправления, наклеивая их на каждый экземпляр. В результате издёвок над подмоченной папской непогрешимостью, Сикст Пятый был вынужден вернуть и уничтожить весь тираж. По меньшей мере одна копия сохранилась, как доказательство работы Титивиллуса.

Со времён Просвещения, книги, а затем и газеты, всегда были полны «необъяснимых» типографских ошибок. Однако очевидно, кто здесь виноват. Кто ещё мог заворожить редакторов Оксфордкого словаря английского языка столь мастерски, что в последние полстолетия каждое издание этой выдающегося труда содержало неверную ссылку на страницу с описанием самого раннего упоминания никого иного, как Титивиллуса.

Нынешнее возрождение интереса к каллиграфии вне сомнения радует её демона-покровителя. Всё как в старые добрые времена для Титивилуса. Иначе как объяснить все те ошибки, что мы совершаем?
http://pics.livejournal.com/yukkki/pic/00011d46
Текст переведен из книги "Medieval calligraphy" автор Marc Drogin http://www.amazon.com/gp/reader/0486261425/ref=sib_dp_pt#reader-link

WWW-Dosk » Powered by YaBB 2.5 AE!
YaBB © 2000-2009. Все права защищены.

Localization by mySOPROMAT.ru